Расстояние до границы с японией. Карты против мифов

    Существующая в настоящее время политико правовая проблема территориального размежевания между Россией и Японией. В Совместном сборнике документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией, подготовленном в 1992 г.… … Вся Япония

    В Дальневост. экон. районе, пл. 87,1 тыс. км²; адм. центр – Южно Сахалинск. Охватывает о. Сахалин и Курильские о ва, которые расположены в тектонически активной зоне на границе Евразии и Тихого океана. Высокая сейсмичность отмечается повсеместно; … Географическая энциклопедия

    В Российской Федерации. 87,1 тыс. км2. Население 647,8 тыс. человек (1998), городское 82%. 18 городов, 31 посёлок городского типа. Центр Южно Сахалинск. Омывается водами Охотского и Японского морей и Тихого океана. Включает остров Сахалин и… … Энциклопедический словарь

    Координаты: 50°51′06″ с. ш. 156°34′08″ в. д. / 50.851667° с. ш. 156.568889° в. д. … Википедия

    Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

    Спорные острова с российскими и японскими названиями Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до … Википедия

    Евразия - (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора

    Китайская цивилизация одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного… … Википедия


Я не ошибусь, если с уверенностью заявлю, что, наверное, каждый хоть краем уха, но слышал об этой проблеме. «Северные территории» (для России - южные) давно являются камнем преткновения в отношениях между двумя соседними странами Россией и Японией. В этом давнем споре смешано многое: история, международное право, внешняя и внутренняя политика, военная стратегия, национальные чувства и т. д. В основном она рассматривается с двух сторон: с точки зрения международного права и с точки зрения истории, то есть приоритета в открытии и исследовании.

В этой статье мне хочется осветить взаимоотношения двух стран по поводу территориальной принадлежности Южно-Курильских островов и Сахалина и заинтересовать читателя в данной проблеме, в формировании своего взгляда.

Итак, проблема «северных территорий». Эти территории включают три относительно крупных (Шикотан, Итуруп, Кунашир) и ряд мелких островов Курильской гряды, так называемая гряда Хабомаи (Полонского, Зелёный, Танфильева, Юрий, Анучина, Дёмина, Сигнальный, Лисьи, Шишки). Спор о том, кому же всё-таки принадлежит данная территория, пронизывает всю историю взаимоотношений двух государств-соседей, то затухая, то вновь обостряясь. Например, в Советское время этой проблемы просто «не существовало». Советское правительство не признавало её существования. Однако после распада Советского Союза его преемником стала Россия. Россия, которая называет себя демократическим государством. Россия, которая стремиться перевести свою экономику с наименьшими потерями на «рыночные рельсы». Россия, которая хочет тесно сотрудничать с другими государствами и намеревается стать полноценным и полноправным членом современного международного сообщества, нового для нас как в экономическом, так и во многих других аспектах. В такой момент, естественно вспомнить о существовании этой проблемы, так как Япония - один из привлекательных экономических партнёров в довольно перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что долгие годы холодной войны Япония находилась, образно выражаясь «по другую сторону баррикад» и в то время, когда многие из нас даже и не подозревали о существовании проблемы, там велась активная антисоветская пропаганда. В итоге сегодня мы имеем довольно реакционное японское общественное мнение.

Освоение Сахалина и Курильских островов и формирование Русско - Японской границы

Начало формирования русско-японской морской границы в районе Сахалина и Курильских островов, как и вообще, начало исследования этих территорий, относят к XVII веку. Предполагается, что раньше всех о Сахалине узнали нивхи, которые посещали остров зимой, когда узкая часть пролива замерзала. Иногда и летом они переплывали на своих лодках Татарский пролив. Первые сравнительно точные сведения о Сахалине в России исходили от участников экспедиции под руководством письменного головы В.Д. Пояркова в 1643 - 1646 г.г. Однако о существовании островов в Охотском море могли подозревать и до этого. В описании экспедиции Максима Перфильева в 1693 - 1641 г.г. по рекам Витим и Амур говорится, что устье Амура свободно, здесь нет никакого полуострова, и что китайские торговые корабли плавают по Татарскому проливу (чтобы с берегов Китая, т. е. с юга, пройти в устье Амура, нужно пройти большую часть Татарского пролива, в том числе и самый узкий его участок - пролив Невельского). Вполне вероятно, что Перфильев мог знать от местных народностей и об острове, лежащем напротив устья Амура.

Примерно в тот же период русские узнали и о Курилах. По некоторым русским источникам, около них побывал первым Федот Алексеевич Попов, участник дежнёвской экспедиции в 1648 - 1649 гг. Японский же историк Т. Мацунага писал: «В 1643 году (20-ый год Кэи-ан) русские пришли в Камчатку и открыли острова Тисимские, название которых они изменили на Курильские», а после плавания Беринга «русские заняли ближайшие 21 остров», т. е. все Курилы, ибо 22-м островом называли Хоккайдо. Он же пишет и о Сахалине: «Говорят, что русские прибыли на остров Карафуто впервые в 1650 году (3-й год правления Кэи-ан), и с того времени северная часть острова стала владением России. Наша же страна, хотя и утверждает, что Карафуто издавна составляет наши владения, но не существует никакого действительного оккупирования нами его территорий». Существуют также источники, говорящие в пользу первооткрытия Курил и Сахалина японцами. Например, немецкий японовед Ф. Зибольд в середине XIX века сообщал, что в 1613 г. японцы путешествовали к Сахалину для его описания и картографирования.

Д. Гаррисон писал, что ещё в 1604 г. военный правитель Японии сёгун даровал Сахалин и Курилы князю Мацумаэ, а Рэй Сиратори утверждал, что коренное население Курил состояло в вассальных отношениях с центральными властями Японии с 1615 г. О том, кто всё-таки первым узнал о существовании островов можно спорить долго, но наверное стоит уделить большое внимание не только датам, но и самим способам проникновения на острова и целям, которые они преследовали. Японцы в основном завязывали торговые контакты, причём торговля шла довольно активно и носила равноправный характер. Некоторые айны уезжали вместе с японцами на Хоккайдо, будучи наняты последними. Для русских же первопроходцев главной задачей была не столько торговля, сколько присоединение этих земель к русскому государству и в соответствии с этим обложение местного населения ясаком, т. е. сбором в пользу казны. Причём русские встречали часто сопротивление со стороны местного населения и применяли силу. Большую роль сыграло и то, что в 1638 - 1639 гг. сёгун Иэмицу Токугава, возмущённый деятельностью иезуитов в Японии, запрещает христианство и «закрывает» страну от внешнего мира. Отныне, на протяжении многих лет всякий выезд за границу карается смертью. И хотя северные границы не были достаточно чётко определены, исследования даже острова Хоккайдо в то время проводилось втихомолку, бессистемно и официальных данных о них почти не сохранилось. Так или иначе, можно говорить об открытии и исследовании островов примерно в одно и то же время русскими с севера, а японцами с юга. И не смотря на то, что русские исследователи имели официальную поддержку государства при своих исследованиях, нельзя всё-таки говорить о безапелляционном праве на владение всеми островами Россией, рассматривая этот вопрос с точки зрения приоритета в первооткрытии и освоении. Тем не менее вплоть до XIX века, т. е. до первого договора между Россией и Японией, Сахалин и Курильская гряда считались территорией Российской империи.

Русско-японские переговоры XIX, начала XX века

Начало русско-японским дипломатическим и торговым отношениям положил Симодский договор о торговле и границах, заключённый 7 февраля 1855 года. Он был подписан в результате переговоров, которые вел Е. Путятин. Согласно этому трактату между Россией и Японией устанавливались дипломатические отношения; подданные двух стран должны были взаимно пользоваться покровительством и защитой; для русских судов открывались порты Нагасаки, Симода, Хакодатэ; разрешалось пребывание русского консула в одном из японских городов с 1856 г. и т.д.

Граница устанавливались между островами Уруп и Итуруп - т.е. о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили к Японии. Сахалин оставался неразделенным. В инструкции к переговорам Николай I писал, что следует сделать так, чтобы «от нашей стороны южная оконечность сего острова [Урупа] была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией».

Следующей вехой в русско-японских взаимоотношениях было подписание в 1875 году Петербургского договора, по которому в обмен на отказ от своих претензий на южную часть острова Сахалин Япония получала всю Курильскую гряду. Это объяснялось в отечественной истории опять таки как вынужденные действия, следствия тяжелого положения России в тот период, которое обуславливалось следующими факторами:

  • Средоточение российской дипломатии на Ближнем Востоке, где в то время назревал кризис и война с Турцией;
  • Недостаточно прочные позиции России того времени в Тихоокеанском регионе;

В опровержение тезиса о вынужденности для России подписания договора 1875 года можно привести проводимую в ряде исследований мысль о том, что российские власти сами намеревались оставшиеся им после 1855 года Курилы обменять на более ценный Сахалин, а также свидетельства о вспыхнувшем в Японии недовольстве договором 1875 года как ущемляющем интересы японского государства.

СССР - Япония

Молодая Советская Россия признала Портсмутский договор 1905 г. действительным. Он был заключен после русско-японской войны. По этому договору Япония не только сохраняла все Курильские острова, но и получала Южный Сахалин.

Так обстояло дело со спорными островами до Второй мировой войны - даже до 1945 г. Хочу еще раз обратить общее внимание на то, что до 45-ого года Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи никогда не принадлежали России, и утверждать обратное - значит идти против фактов. Все, что происходило после 1945 г. уже не так однозначно.

В течение почти всего периода второй мировой войны (сентябрь 1939 г. - август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Ибо в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет. Однако 9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз, в нарушение Пакта о нейтралитете, вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань - войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова - советскими войсками. Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и следовательно подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.

Во время войны может случиться оккупация территории другой страны и у оккупирующей страны по международному праву есть права на осуществление ее управления на основе военной необходимости. Однако, с другой стороны, Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны и другие международные юридические акты налагают на эту страну определенные обязанности, в частности, уважение частных прав населения. Сталин игнорировал эти международные нормы и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны.

А вот мнение японской стороны: «Мы приветствуем, что в последнее время правительство России заявляет о том, что оно рассматривает территориальную проблему между Японией и Россией исходя из законности и справедливости. Именно с точки зрения законности и справедливости, мы считаем, что упомянутый Указ Президиума незаконен и выяснение этого имеет первостепенную важность и присвоение территории другого государства посредством подобного одностороннего акта юридически не допускается.»

Мирный договор между Японией и США, Англией и другими союзными странами был заключен в 1951 году в Сан-Франциско. В мирной конференции принял участие и Советский Союз, но он не подписал Сан-Францисский договор. В Сан-Францисской конференции и Сан-Францисском мирном договоре относительно проблемы Северных территорий существенны следующие два момента.

Первый состоит в отказе Японии по договору от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако, Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильских островов» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «[Они] не включены и не имелось никакого намерения включать [в состав Курил] гряды Хабомаи и Шикотан, а также Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом». Второй момент связан с тем, что на акт присоединения Советским Союзом Южного Сахалина, Курил и Северных территорий не было получено международного признания. Первый заместитель министра иностранных дел СССР А. Громыко пытался добиться признания советского суверенитета над этими районами, в частности, предлагая поправки к договору, но они были отклонены конференцией, и не приняты в содержание договора. СССР по этой и ряду других причин не подписал договор. Сан-Францисский договор ясно указывает, что он не предоставляет никаких прав, возникающих из договора, странам, не подписавшим его.

Из-за того, что СССР не подписал Сан-Францисский договор, с июня 1955 года по октябрь1956 года между Японией и Советским Союзом были проведены переговоры с целью заключения отдельного мирного договора между обеими странами. Эти переговоры не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона занимала такую позицию, что она, согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть Итуруп и Кунашир.

В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, то есть договор, предусматривавший прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Статья 9 этого договора гласит, что после установления дипломатических отношений стороны продолжат переговоры о заключении мирного договора; а также СССР возвращает после заключения мирного договора гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Японо-советская Совместная декларация ратифицирована парламентами обеих стран и является договором, депонированным в ООН.

В апреле 1991 года Японию посетил тогдашний Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном в то время японо-советском Заявлении недвусмысленно упоминались гряда Хабомаи, острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. Стороны согласились, что «мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая решение территориального вопроса», а также была достигнута договоренность об ускорении подготовки мирного договора.

После Августовской демократической революции Президент России Б. Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР что естественно и положительно оценивается так как правительство Российской Федерации, наследуя международно-правовые обязанности СССР, заявляет о соблюдении Декларации ООН. В этом новом подходе, во-первых, подчеркивается понимание того факта, что в результате позитивных перемен в сегодняшнем мире возникает новый международный порядок, в котором больше не существует деления на победителей и побежденных во второй мировой войне. Во-вторых, подчеркнуто, что при решении территориального вопроса важными принципами становятся законность и справедливость, включая уважение заключенных в прошлом международных соглашений. И все. Движения дальше не было.

Что касается политики нынешнего президента Путина, то японские политики во главе с бывшим премьер-министром Иосиро Мори предложили придерживаться обновленного каванского плана решения проблемы, озвученного в апреле 1998 года премьером Рютаро Хасимото. Каванский план заключается в том, чтобы после демаркации границы и юридического закрепления островов за Японией спорные территории еще какое-то время оставались де-факто российскими. Российская же делегация отвергла это предложение, заявив, что оно не может рассматриваться в качестве взаимно приемлемого компромисса. Путин, в свою очередь, предложил двигаться к мирному договору постепенно, одновременно наращивая весь комплекс отношений. Для этого Владимир Путин предложил премьер-министру посетить Россию с официальным визитом, и два лидера договорились проводить официальные встречи не реже чем раз в год - аналог того, что существует между Москвой и Пекином, нашим «стратегическим партнером».

Теперь о населении злополучных островов. По словам Рудаковой, заведующей социальным отделом администрации Курильска, японцы каждый год опрашивают курильчан, хотят ли они, чтобы острова отошли Японии. На Шикотане, как правило, 60 процентов этого не желают, а 40 - не против. На других островах 70 процентов категорически против. «На Шикотане после землетрясения 1994 года все японское, даже фрукты. Народ очень привык к халяве, работать не хочет. Они думают, что японцы всегда будут их так кормить», - констатирует Рудакова. Действительно, в планы японцев такой вариант не входит. «Общество по изучению проблемы восстановления суверенитета Японии над северными территориями» еще в марте 1999 года разработало правила, по которым русские будут жить на островах после передачи их японцам. «Жители российского происхождения, прожившие более 5 лет после восстановления на территории Японии, при наличии собственного желания имеют возможность получить японское гражданство после проведения соответствующей индивидуальной проверки», гласит документ.

Тем не менее Япония, страна мононациональная, в которой даже потомки иностранцев, поселившихся несколько поколений назад, не могут получить гражданство, делает вид, что все права русских, оставшихся на островах, будут сохранены. Чтобы курильчане воочию убедились в том, как прекрасна будет их жизнь при новых хозяевах, японцы не жалеют денег на приемы. Иочи Накано, начальник секретариата «Комиссии Хоккайдо по развитию отношений с северными островами», сказал, что только на одного русского, приехавшего на Хоккайдо, правительство острова тратит 1680 долларов, не считая взносов различных общественных организаций. Японские власти, похоже, иначе воспринимают происходящее. Они уверены, что их тактика приносит положительные результаты. Иочи Накано говорит: «Лично я думаю, что на северных островах немного русских, которые хотели бы остаться россиянами. Если таковые и существуют, тем более важно приучать их к тому, что северные территории принадлежат Японии». Курильчан очень удивляет способность японцев быстро верить в желаемое и выдавать его за действительное. Римма Рудакова вспоминает, как в сентябре 2000 года, когда Путин был на Окинаве, принимающие группу японцы стали яростно доказывать, что уже принято решение о передаче Шикотана и Хабомаи, и даже заговорили о начале переговоров о передаче юга Сахалина. «Когда мы уезжали через десять дней, они выразили сожаление, что этого не случилось», - сказала она.

Заключение

Итак, к чему пришёл русско-японский территориальный спор. Утверждения о принадлежности Курил к одной из спорящих сторон на основе приоритетов в первооткрытии, первоописании, первозаселении, первоосвоении и первоприсоединении в юридическом смысле не перевешивают друг друга. В международно-правовом плане Курилы были частично закреплены за Японией по Симодскому договору 1855 г. и полностью - по Санкт-Петербургскому договору 1875 г. Что касается Симодского, Санкт-Петербургского и Портсмутского договоров, то требует учёта их статус как международно-правовых актов, подписанных представителями обоих государств и подлежащих неукоснительному соблюдению. Ссылки на то, что Россия была вынуждена подписать эти договоры, несостоятельны. Важным моментом является зафиксированное в Пекинском договоре 1925 г. согласие СССР с тем, что Портсмутский договор остаётся в силе. Трудно согласиться и со встречающейся трактовкой Пекинского договора как временного для СССР. Отказалась ли Япония от «северных территорий» по окончании второй мировой войны? Для ответа на этот вопрос важно решить: относятся или не относятся «спорные острова» к понятию «Курильские острова». Анализ Симодского и Санкт-Петербургского договоров не даёт подтверждения правоты ни японской стороны, исключающей «северные территории» из состава Курил, ни советской стороны, занимающей противоположную позицию. Что касается Сан-Францисского договора, то он, закрепив отказ Японии от Курильских островов, не внёс ясности в географические пределы этого понятия. По этому договору Япония отказалась от Курил, но ни в одном международно-правовом документе не определены ни адресат этого отказа, ни само понятие Курил (то есть сохраняется возможность для утверждений о том, что «северные территории» к Курилам не относятся).

Ниже привожу два взгляда на проблему.

«Почему острова наши?». Точка зрения России

Полная и безоговорочная капитуляция (о которой объявила Япония после поражения в войне) означает не только признание поражения в военных действиях, но и прекращение существования государства как субъекта международных отношений, утрату им суверенитета и властных полномочий, которые переходят к победителям. Таким образом, послевоенная Япония (равно как и послевоенные ФРГ и ГДР, и даже нынешняя объединенная Германия) не являются продолжателями субъектности довоенных государств; это новые государства, созданные на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Таким образом, являясь новым государством, Япония не может требовать «возвращения» островов, от которых, к тому же, отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.

«Почему острова наши?» Точка зрения Японии

Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи всегда являлись японской территорией и не относятся к «районам, захваченным Японией на основе насилия и алчности», упоминаемых в Каирской декларации. Акт аннексии Северных территорий противоречил принципу нерасширения территорий, который провозглашала та же декларация.

Что касается Ялтинского соглашения, то Япония, которая не подписывала его и даже не знала о нем в момент подписания, не считает себя связанным им. К тому же, Ялтинское соглашение является всего лишь документом, излагающим общие цели, и не представляет собой юридического основания для передачи территории.

Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору, так как являются исконно японской территорией. Более того, в договоре нигде не оговаривается их передача СССР.

Дополнительный аргумент: о-ва Шикотан и Хабомаи не относятся к Курильским островам, а являются частью островной системы острова Хоккайдо. В свою очередь, понятие «Курильские острова» не охватывает «особую географическую единицу» - «Южные Курилы», т. е. Кунашир и Итуруп.

NB: последний аргумент весьма спорен в той его части, которая относится к островам Кунашир и Итуруп, - «Южные Курилы» никогда не выделялись в самостоятельную группу на географических картах. Также спорно и отнесение Шикотана к островной системе Хоккайдо. С другой стороны, Хабомаи, скорее всего, действительно к ней относятся. Но этот вопрос нужно оставить на рассмотрение геологов.

А в заключение всего этого давайте вспомним, что писал Н. Ломанович перед визитом М.С. Горбачёва в Японию (1991 г.): «…обе стороны приводят многочисленные исторические справки, из которых совершенно ясно: спорные острова всегда были исконно японскими (русскими) землями. Эти заявления, пожалуй, безнравственны обоюдно. Давайте вспомним, что Курилы - это, прежде всего, исконная земля айнов».

Литература

  1. Бондаренко О. «Неизвестные Курилы» М. 1992.
  2. Еремин В. «Россия - Япония. Территориальная проблема: поиск решения.» М. 1992.
  3. Марков А.П. «Россия - Япония. В поисках согласия.» М. 1996.
  4. Отв. ред. Крушанов А.И. «История Дальнего Востока СССР с древнейших времён до XVII в.» М. 1989.
  5. Отв. ред. Хазанов А.М. «Россия - СНГ - Азия. Проблемы и перспективы сотрудничества.» М. 1993.
  6. «Независимая газета» от 1991 г.
  7. “Japan times” № 2230
  8. «Советский Сахалин» ¹ 142 от 04.08.01
  9. сайты в Internet: http://www.lenta.ru ; http://www.vld.ru/ppx/kurily ; http://www.strana.ru ; http://subscribe.ru/archive

Либо их часть, оказывались то под властью России , то под властью Японии . В - гг. в состав Японии также входила южная часть острова Сахалин (Карафуто), поэтому в период 1905-1945 гг. часть российско-японской, а затем и советско-японской границы была сухопутной. Современная граница была установлена после Второй мировой войны .

Описание

Российско-японская граница де-факто, а также, с точки зрения России, де-юре, проходит через проливы: Лаперуза , Кунаширский , Измены и Советский , отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо . С точки зрения Японии, граница де-юре проходит через проливы Лаперуза и Фриза . Последний отделяет курильские острова Итуруп и Уруп .

Территориальные споры

Япония претендует на южную группу Курильских островов - Итуруп , Шикотан , Кунашир и Хабомаи , перешедшие в качестве военного трофея под контроль СССР (и России в качестве правопреемницы) в 1945 году. Эта граница существовала в 1855 - 1875 годах. Была установлена 7 февраля 1855 г. и была первым русско-японским договором о торговле и границах (Симодский трактат). Упразднена 7 мая г. подписанным с Японией Петербургским договором по которому к последней отошли все Курильские острова. C г. в Японии празднуют День северных территорий по случаю присоединения к ней Южных Курильских островов.

Пункты пропуска

Пункты пропуска на российско-японской границе отсутствуют, так как граница морская по всей протяжённости . Ввиду водного характера границы здесь часто фиксируются нарушения её морскими рыболовецкими судами. Из-за гораздо большей населённости Хоккайдо (свыше 5,5 млн. чел.), нарушают границу как правило японские рыбаки, которые могут наносить многомиллионный ущерб незаконным выловом краба. При этом закон даёт возможность японским рыбакам пересекать границу легально и вести добычу морских ресурсов в определённых участках архипелага Хабомаи . С года близ острова Сигнальный японскими рыбаками по межправительственным и межведомственным соглашениям между Россией и Японией ведётся промысел морской капусты .

Для контроля над морской границей с Японией и предотвращения расхищения природных ресурсов РФ на о. Танфильева действует погранзастава с соответствующей инфраструктурой. Постоянного гражданского населения на острове нет, однако здесь круглогодично проживают пограничники с семьями , а также регулярно прибывают в режиме ротации до нескольких десятков сезонных работников .

Примечания

  1. Сопредельные страны Архивировано 11 октября 2016 года. // Росграница
  2. Общие сведения о стране/ Географическое положение. Границы Архивная копия от 26 марта 2016 на Wayback Machine // Новая Российская энциклопедия (Россия. Электронный энциклопедический словарь)
  3. Росграница - Япония (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 февраля 2015. Архивировано 3 декабря 2014 года.
  4. Тварковский Л. С. Военно-морские силы России на охране природных богатств морей российского Дальнего Востока: история и современность (неопр.) . // Краеведческий бюллетень.- Южно-Сахалинск: Сахалинский центр документации новейшей истории, 1996.- Вып. 3. - «…начиная с 1963 года, японцы приступили к промыслу морской капусты в районе острова Сигнальный (Малая Курильская гряда). Право на этот промысел было обусловлено специальным межправительственным соглашением, а также соглашением, которое заключалось между Министерством рыбного хозяйства СССР и Всеяпонской ассоциацией рыбопромышленников». Дата обращения 16 апреля 2016.
  5. Ошибка в сносках
  • 2. Государственная граница между Россией и США

  • 3 . Государственная граница между Россией и Японией

  • Правила установления морской границы

    • Морская граница устанавливается

    • 1) внутренним актом государства с соблюдением международных норм

    • 2) по соглашению с приграничным/противолежащим

    • государством.

    • Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль.

    • Исключениями являются:

    • * нейтральные международные реки (Дунай),

    • * нейтральные международные проливы (Гибралтарский, Ла-Манш,

    • Магелланов),

    • * международные каналы (Суэцкий, Панамский - нейтральные,

    • а также Кильский и Коринфский),

    • * исторические заливы - территория конкретного государства

    • (Гудзонов залив - территория Канады,

    • Варангер-фьорд - Hорвегии).


    Кодификация международного права

    • 1958 г. - Первая (Женевская) конференция

    • ООН по морскому праву.

    • Результатом работы конференции,

    • было принятие четырех международных конвенций:

    • о территориальном море и прилежащей зоне;

    • об открытом море;

    • о континентальном шельфе;

    • о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря

    • Конвенция ООН 1982 г. была выработана на 3 Конференции ООН по морскому праву. Задачей было "принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права". 6 дек. ее подписали представители 119 государств.

    • Конвенция вобрала в себя целый ряд международных обычаев и положений Женевских конвенций 1958 г.

    • Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. вступила в силу 16 ноября 1994 г., спустя 12 месяцев, после того как ее ратифицировали 60 государств.

    • 16 ноября 2004 г. истекает десятилетний срок, установленный положениями ст. 312 Конвенции, по истечении которого

    • любое государство-участник сможет путем направления

    • письменного сообщения на имя Генерального

    • секретаря ООН предложить конкретные поправки к ней.

    • Фото: http://news.ntv.ru/65291/


    Морская доктрина Российской Федерации Утверждена 27 июля 2001 г. Президентом РФ

    • Принципами национальной морской политики являются:

    • соблюдение общепринятых норм международного права и

    • международных договоров …;

    • приоритет политико-дипломатических, экономических, информационных и

    • других невоенных средств при разрешении противоречий … и устранении угроз национальной безопасности РФ с океанских и морских направлений;

    • обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства;

    • интегральный подход к морской деятельности в целом и дифференциация ее на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;

    • поддержание составляющих морского потенциала Российской Федерации на уровнях, соответствующих национальным интересам России…;

    • взаимодействие и координация усилий в вопросах формирования и реализации национальной морской политики органов власти РФ…;

    • государственный контроль над судами, плавающими под Государственным флагом РФ, государственный портовый контроль, контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;


    Участие России в международных организациях по морскому праву, морскому дну, границам континентального шельфа

    • Россия как одна из ведущих морских держав регулярно избирается в Совет Международной морской организации специализированного учреждения Организации объединенных наций,

    • является активным участником Совещания сторон Конвенции ООН по морскому праву 1982 года,

    • членом Международного органа по морскому дну (пописали 52 страны),

    • членом многих других универсальных и региональных «морских» межправительственных форумов, в т.ч. созданных в соответствии с Конвенцией:

    • Международного органа по морскому дну

    • Международного трибунала по морскому праву

    • Комиссии по границам континентального шельфа

    • Неформального консультативного процесса ООН

    • по морскому праву


    Соглашение относительно уступки Российского Имущества в Северной Америке между Его Величеством Императором Всероссийским и Соединенными Штатами Америки 20 июня, 1867 года

    • Статья I Западная граница, в пределах которого находится

    • передаваемая территория, проходит

    • через пролив Беринга 65° 30´ с.ш.

    • с меридианом, который проходит

    • на полпути между островами Крузенштерна , или Ignalook,

    • и острова Ратманова , или Noonarbook,

    • и продолжается на север, без ограничения, в Ледовитый океан.

    • Та же самая западная граница, начинающаяся в том же самом начале

    • следует почти на юго-запад через проливы Беринга и море Беринга ,

    • чтобы проходить на полпути между

    • северо-западной точкой острова st. Лоренс

    • и юго-восточной точкой Чукотского Мыса , к меридиану 172 западной долготы ;

    • Отсюда, от пересечения этого меридиана, в южно - западном направлении,

    • проходит на полпути между островом Атту (Attou)

    • и островом Медный (Copper) Командорского архипелага на севере Тихого океана,

    • к меридиану 193 ° з.д.,

    • чтобы включать на передаваемой территории все Алеутские о-ва к востоку от этого меридиана» …

    • Представители США и Императора Всероссийского: Уильям Х. Севард и Эдвард Стоскл


    • от точки пересечения параллели 65° 30´ с.ш. с меридианом, который проходит между о-вами Крузенштерна и Ратманова

    • через пролив Беринга на север

    • между северо-западной точкой острова st. Лоренс

    • и юго-восточной точкой Чукотского Мыса , к меридиану 172º зап.д.

    • от пересечения этого меридиана проходит между о-вами Атту и Медный к меридиану 193 ° зап.д.


    • Берингово море

    • Фото: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/111/790.htm


    Формирование российско-американской границы

    • Россия и Соединенные Штаты Америки имеют самые протяженные морские границы – в северной части Тихого океана, в Северном Ледовитом океане, в Беринговом и Чукотском морях.

    • 1867 г. - линия границы впервые обозначена в Соглашении относительно уступки российского имущества в Северной Америке.

    • Исходная точка: меридиан, прошедший через 65 параллель между о-вами Крузенштерна и Ратманова продолжающийся на север без ограничения.

    • На юго-западе граница проходит между о-вами Медный и Атту .

    • 1926 г. 15 апреля постановлением Президиума ЦИК СССР серединой пролива, «разделяющего о-ва Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе» был определен меридиан в 168º 49 мин. 30 сек. западной долготы.

    • 1990 г., 1 июня – подписано соглашение о линии разграничения морских пространств между США и Россией. США ратифицировали это Соглашение, Россия – нет.

    • В настоящее время соглашение с США, хотя и не ратифицировано российским парламентом, соблюдается обеими сторонами.


    Соглашение Шеварнадзе-Беккера Вашингтон, 1 июня 1990 года

    • (соглашение заключено министрами иностранных дел

    • Э. Шеварнадзе и Дж. Беккером в присутствии президентов СССР и США)

    • * Делимитационное

    • * Установлено прохождение договорной государственной

    • границы между территориями СССР и США

    • * За основу взята линия, обозначенная в Конвенции 1867 года

    • * Соглашение разграничило экономическую зону и континентальный шельф СССР и США в акваториях Северного Ледовитого океана, Чукотского и Берингова морей, а также Тихого океана

    • * Начальная точка линии разграничения имеет координаты 65º 30" северной широты и 168 º 58" 37"" западной долготы. В этой точке сходятся морская государственная граница, границы экономических зон и континентального шельфа между СССР и США.


    Мнение: «Соглашение между СССР и США 1990 г. о линии разграничения морских пространств ущемляет рыболовные и государственные интересы России»

    • В Постановлении Госдумы Федерального Собрания РФ

    • “О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств 1990 г. для национальных интересов Российской Федерации” от 14 июня 2002 года №2880-III ГД говорится, что в результате разграничения морских пространств в соответствии с Соглашением в Беринговом море к США отошли:

    • - часть экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. кв. км., фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам Америки еще в 1977 г.;

    • - часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. кв. км;

    • - участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. кв. км в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.

    • + участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тыс. кв. км.

    • На отдельном участке экономическая зона США превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит ст.57 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

    • По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8 млн. т. рыбы стоимостью свыше 1,4 млрд. долл. США.

    • Фото: http://transbez.com/news/200602162040.html


    Формирование ситуации вокруг морских акваторий в Беринговом море

    • 1975 г. – СССР объявляет 200-мильную зону вблизи своих берегов экономической зоной

    • 1977 г. - США предложили СССР в качестве основы при решении вопросов разграничения 200-мильных зон на тех участках, где они перекрывались, взять линию Конвенции 1867 г., ратифицированной Россией и США. После длительного рассмотрения различными ведомствами было принято политическое решение: согласиться с данным решением в принципе.

    • В экономической зоне Соединенные Штаты выделяли советским рыбакам квоту на вылов рыбы в объему 150 тыс. тонн.

    • В 1981 г. - одной из санкций США против СССР была отмена выделения квот. Через несколько лет было достигнуто устное соглашение о совместном осуществлении в этих районах вылова рыбы (до 1990 г.).

    • 1990 г. 1 июня временно вступило в силу«Соглашение Шеварнадзе-Беккера ».

    • 2000 г. подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между

    • береговой охраной США 17 района и Северо-Восточным региональным

    • управлением ФПС России.

    • 2001 г., 27 июля вступает в силу Морская доктрина РФ.

    • 2002 г. - американская сторона заявила, что

    • ее устраивают параметры Соглашения 1990 г.

    • Фото: http://news.rin.ru/news/31475/



    Проблемы российско-американской границы: 1) Ничейные экономические зоны в морских районах . В ряде морских районов экономические зоны государств взаимно перекрывают друг друга (расстояние между побережьями меньше 400 миль) 2) Континентальный шельф вне экономической зоны . В центральной части Берингова моря, за пределами экономических зон остался значительный по размерам район вод открытого моря, окруженных со всех сторон этими зонами (расстояние менее 700 миль т.е. 350+350)



    Разграничение морских границ России и США – одна из наиболее трудноразрешимых пограничных ситуаций

    • Ежегодно на самом оживленном в рыболовном отношении участке границы – в Беринговом море – происходит существенное напряжение, вызванное задержанием американской береговой охраной российских рыболовных судов, которые обвиняются в нарушениях договорной линии морского разграничения.

    • Некоторые из задержанных судов под конвоем сопровождались в тихоокеанские порты США и только после уплаты значительных штрафов освобождались.

    • Фото: Берингово море. http://www.RussianChicago.com/common/arc/story.php?id_cat=2810&id...


    Северо-Восточная Азия


    http://www.kurilstour.ru/islands.shtml?map


    Географическая характеристика Курильских островов

    • 1) Архипелаг (яп. Чишима-ретто) - цепь вулканических о-вов между п-вом Камчатка и о-вом Хоккайдо

    • 2) Большая и Малая гряда о-вов

    • 3) Отделяют Охотское море от Тихого океана

    • 4) Длина около 1200 км., площадь около 15,6 тыс. кв. км.

    • 5) 200-мильная зона о-вов соединяется с аналогичной зоной в Охотском море.

    • 6) Через Курилы проходят все проливы, ведущие в Тихий океан.

    • 7) В 1946 г. о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи а указом Президиума Верховного Совета СССР включены в состав РСФСР

    • 8) Общая площадь всех спорных островов 5 тыс. кв. км.

    • 9) Главную роль в экономике островов играет рыбопереработка

    • 10) Минеральные ресурсы: золото, серебро, цинк, медь, свинец, железо, ванадий, агаты, сера. Руда, титан. Биоресурсы: лосось, крабы, морская капуста (богатейшее в мире месторождение красных водорослей, составляющее 89% запасов всего ДВ региона).

    • Фото: Курилы http://www.communist.ru/archive.php?24


    Формирование российско-японской государственной границы

    • 1855 г., 26 янв. (7 февр.) - Трактат о торговле и границах (Итуруп – Уруп).

    • 1875 г., 25 апр. (7 мая) – трактат. по которому о-ва от Урупа до Шумшу были мирным путем уступлены Японии в обмен на уступку прав на о-в Сахалин.

    • 1905 г., 23 авг. (5 сент.) – Портсмутский мир. Россия уступила Японии часть острова Сахалин южнее пятидесятой параллели северной широты.

    • 1925 г., 20 января - Конвенция об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией, провозгласившей установление между ними дипломатических отношений. СССР согласился, что Портсмутский договор 1905 г. остается в силе.

    • 1945 г., 26 июля - Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой 8 авг. 1945 г. присоединился СССР. Зафиксировано, что японский суверенитет будет ограничен о-вами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые укажут союзники. Япония 15 авг. 1945 г. приняла Потсдамскую декларацию и капитулировала.

    • 1951 г., 8 сент. - Сан-францисский мирный договор . Япония отказалась от всех претензий на Курильские о-ва и южную часть о. Сахалин. СССР этот договор не подписал.

    • 1956 г., 19 окт. - Совместная декларация СССР и Японии прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. СССР соглашался на передачу Японии о-ва Хабомаи и о-ва Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих о-вов будет произведена после заключения Мирного Договора.

    • 1991 г., 18 апр. - в Совместном советско-японском заявлении по итогам переговоров на высшем уровне в Токио сказано, что стороны провели переговоры в том числе и по проблеме территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп. В заявлении подчеркивается также важность ускорения работы по заключению мирного договора.


    Южно-курильские острова, на которые претендует Япония: 2 острова Большой Курильской гряды (Итуруп, Кунашир) 6 островов Малой Курильской гряды (5 островов группы Хабомаи и остров Шикотан) о-ва Хабомаи: 1) Шикотан 2) Зеленый 3) Танфильева 4) Полонского 5) Юрий 6) Анучина ряд надводных скал



    Между Южными Курилами и Японией с апреля 1992 года действует безвизовый обмен. Токио регулярно оказывает жителям островов материально-техническое содействие и гуманитарную помощь. Так, японцы помогли восстановить разрушенную инфраструктуру после сильнейшего землетрясения 1994 года. В настоящее время в Южно-Курильске (на Кунашире) ими построен единственный пирс и строится электростанция. Фото: http://www.info-online.ru/news36611.html

    • Южные Курилы

    • С 2005 г. на реализацию федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских о-в и Сахалинской области» выделено 402 млн. 205 тыс. руб.


    • Кунашир – самый южный остров гряды.

    • Площадь около 1550 кв. км. Высота до 1819 м.

    • На острове есть действующие вулканы и горячие источники,

    • действует геотермальная электростанция (ГеоТЭС)

    • мощностью 500 кВт.

    • На острове расположены поселок Южно-Курильск

    • (около 5500 человек) и заповедник Курильский.

    • Работает ООО "Южно-Курильский комбинат".

    • На 2005: выделены средства на строительство Менделеевского энергетического комплекса

    • Итуруп - самый крупный по площади (6725 км2) остров. Вулканический массив (высота до 1634 м): вулкан Кудрявый и др. Город Курильск (около 2700 человек по данным на 1989 год), Горный. Глубоководная бухта Касатка . Курильский рыбозавод. В 2005 г.

    • выделены средства на строительство Океанского

    • энергетического комплекса, портового пункта.

    • Реконструируется рыбный завод.

    • Шикотан - самый большой остров

    • в Малой Курильской гряде (182 км2).

    • Населенные пункты - Малокурильское и Крабозаводское.

    • Развито рыболовство и добыча морских животных.

    • Ведущее предприятие – ЗАО "Рыбокомбинат "Островной" –

    • это самое крупное предприятие в отрасли на Дальнем Востоке.

    • же находится ЗАО "Крабозаводский". Проблемы: завоз угля.

    • О-ва Хабомаи: Малокурильское, Крабозаводское.

    • На Крабозавоском с 2005 г. строят школу на 200 мест.


    Территориальная проблема: позиции сторон

      Япония: совместная японо-советская декларация 1956 года истолковывается односторонне. Мирный договор предлагается заключить, решив территориальную проблему путем передачи только двух островов - Хабомаи и Шикотан. О Токийской декларации, в которой изложены договоренности между Японией и обновленной Россией, не было сказано ни одного официального слова. И не только о Токийской декларации. Острова были незаконно оккупированы Советской Армией сразу же после окончания второй мировой войны.

    • Россия: Москва признает Декларацию 1956 года и, таким образом, два острова южной Курильской гряды могут быть переданы Японии. Для урегулирования отношений с Японией необходимо подписать мирный договор, в рамках которого должна быть урегулирована и территориальная проблема.

    2 февраля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, пунктом 1 которого определялось: «Установить, что с 20 сентября 1945 г. вся земля с её недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью СССР, то есть всенародным достоянием ».

    Конечно же это было суверенным решением СССР, но оно принималось, очевидно, не без учета того, что накануне, а именно 29 января 1946 г. территориальный вопрос был решен (не без нашего настойчивого требования) союзнической Директивой №677, подписанной главнокомандующим оккупационными войсками в Японии американским генералом Д. Макартуром, приложением к которой являлась карта с обозначенными новыми границами побежденной Японии.

    Границы Японии на карте-приложении к Меморандуму генерала Д. Макартура №677.
    Источник: https://regnum.ru/

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. исправлялись те ошибочные, а порой и ущербные для интересов российского государства и его народов, но исходившие из благородного стремления России к установлению взаимовыгодных, доверительных отношений со своей дальневосточной соседкой, решения по территориальному размежеванию с Японией.

    В 1951 г. указанные в Директиве №677 границы Японии были закреплены Сан-Францискским мирным договором, подписав который японское правительство официально отказалось от Южного Сахалина и Курильских островов. Однако впоследствии, ссылаясь на то, что СССР не участвовал в подписании этого договора, и что в договоре не указано, в чью пользу произошел отказ, в Японии появились утверждения о якобы отсутствии окончательного решения о том, за кем закреплялись эти территории. При этом в Японии «забывается» об обязательности для нее положений Крымского (Ялтинского) соглашения союзников от 11 февраля 1945 г., предусматривавших вступление в войну на Дальнем Востоке СССР и переход Южного Сахалина и Курильских островов именно к Советскому Союзу, а, как вытекает из текста Сан-Францискского договора, Япония обязалась признавать все решения и все договоры союзников периода Второй мировой войны (следовательно, и Ялтинского соглашения). Неправомерными являются и утверждения о якобы «незаконности аннексии» этих территорий, ибо в Каирской и Потсдамской декларациях союзников 1945 г., а затем и в Сан-Францискском договоре подтверждается принцип международного права о возможности ограничения территориального суверенитета государства-агрессора в качестве меры наказания за осуществленную агрессию.


    Джон Ф. Даллес и японская делегация на подписании Сан-Францискского мирного договора.
    Источник: https://regnum.ru/

    Кому нужны переговоры о заключении мирного договора между Россией и Японией?

    Однако вот уже более 70 лет с разной степенью интенсивности ведутся инициированные в свое время Японией и тупиковые по сути переговоры по мирному договору между нашими странами. Самым странным в этом является, на мой взгляд, то, что сам по себе мирный договор ни Японии, ни России не нужен: все вопросы, связанные с восстановлением после окончания Второй мировой войны, одной из главных зачинщиц которой явилась Япония, всесторонних межгосударственных отношений решены Сан-Францискским мирным договором 1951 г. с ней союзников по антияпонской коалиции и «Совместной Декларацией Союза Советских Социалистических Республик и Японии» 1956 г., в которой заявлено о прекращении состояния войны (пункт 1 Декларации), восстановлении дипломатических и консульских (пункт 2-й) , а также экономических и других отношений (кстати, именно Япония тогда под нажимом США отказалась от заключения именно мирного договора, т.к. советская сторона вполне обоснованно не желала идти на территориальные уступки).

    В принципе, в условиях, когда между нашими державами нет состояния войны, для России, на мой взгляд, нет никакой объективной необходимости заключать даже во имя дальнейшего развития добрососедских отношений с Японией именно мирный договор (нет у нас такого же договора с другим агрессором периода Второй мировой войны - Германией, и это не мешает выстраивать полноценные отношения между Москвой и Берлином /ранее - Бонном/). Абсолютно необъяснимым выглядит согласие России (а ранее и СССР) идти навстречу инициативам Японии, главной целью которых и одновременно главным препятствием к достижению согласия и в прежние годы, и сегодня являются неправомерные территориальные претензии японской стороны, наказанной мировым сообществом за преступления против мира и человечности лишением ее всех ранее приобретенных в результате алчной политики территорий, в том числе Южного Сахалина и всех Курильских островов. Чтобы придать новый мощный импульс нашим отношениям, вполне оправданным и достаточным для достижения этой цели, было бы заключение между Россией и Японией Договора о дружбе, добрососедстве и развитии деловых, научных и культурных связей, который не предполагает ревизии давно решенного территориального вопроса. Однако Россия позволяет втянуть себя в бесперспективные переговоры именно о мирном договоре и продолжать их даже после однозначного отказа японского премьер-министра Абэ Синдзо пойти на его подписание без предварительных условий в ответ на прямое предложение об этом президента России В. В. Путина в сентябре 2018 г. в Сингапуре, что, очевидно, Японии не нужно, а необходимо лишь удовлетворение ее настойчивых территориальных притязаний. Очевидно, что малейшее послабление российской стороны в этом вопросе (то ли четыре, то ли два острова Курильской гряды, а в японском политическом истеблишменте понятие «северные территории» трактуется гораздо более фривольно, о чем будет сказано ниже) будет означать нарушение положений Конституции Российской Федерации о незыблемости территориальной целостности государства, ущемление национальных, в том числе экономических, интересов России, нанесение урона ее системе безопасности, что особенно опасно с учетом наличия японо-американского военного союза, в котором Япония занимает подчиненное положение, и размещения на постоянной основе на Японских островах около 100 военных баз и до 50 тыс. военнослужащих США.


    Даже передача Японии только четырех курильских островов лишит Россию
    стратегически важной экономической зоны (выделено желтым цветом),

    а Охотское море потеряет статус российского внутреннего моря и позволит иностранным военным кораблям
    беспрепятственно проникать в его акваторию

    Есть ли у Японии основания для каких-либо территориальных претензий к России?

    Исторический опыт показывает, что территориальная проблема всегда была служанкой нечистоплотных политиков и поводом для военных конфликтов между странами. В этом деле особенно преуспела Япония.

    «В начале эры Мэйдзи (а до этого периода даже Хоккайдо считался для Японии «заграницей». - В.З. ), около 1867 года, в Японии было немало людей, которые старались упрочить национальные права путем экспансии в сторону Курильского архипелага и Сахалина с тем, чтобы усилить оборону севера и колонизировать эти земли. В последующее время между Россией и Японией была достигнута договоренность относительно разграничения территории. Несмотря на это Япония хотела обладать Сахалином как в интересах национальной обороны, так и экономики. В результате русско-японской войны Япония получила от России Южной Сахалин», - это часть обширных «собственноручных показаний» оказавшегося в советском плену японского генерала, главнокомандующего капитулировавшей перед советскими войсками миллионной Квантунской группировкой войск в конце Второй мировой войны Отодзо Ямады от 8-9 апреля 1946 г.


    Территория Японии до реформы императора Мэйдзи, 1868 г.
    (Complete Atlas of Japan. Tokyo: Teikoku-Shoin Co., Ltd., 1982):
    не только Сахалин и Курилы, но и Хоккайдо не являлись территорией Японии

    Откровенные рассуждения бывшего властелина Маньчжурии о названных и других причинах «агрессивной политики Японии на Дальнем Востоке», как и само нахождение в результате агрессии японских войск на обширных территориях Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии, весьма убедительно говорят о том, что при решении вопроса о территориальной экспансии официальный Токио никогда не обращал внимания на такие «пустяки» как международное право, исконность принадлежности и приоритетность в освоении захватываемых земель.

    Как свидетельствуют карты «Полного атласа Японии», не только Курильские острова, но и один из крупнейших островов современной Японии - Хоккайдо не входили официально в состав этой страны.

    Курильские острова в соответствии с нормами международного права тех лет исконно принадлежали именно Российской империи. Жесты доброй воли по передаче южных Курил (а фактически и Хоккайдо, независимое от Японии и заселенное преимущественно айнами княжество Матмай, половина населения которого платило ясак в российскую казну) Японии в 1855 г. во имя установления добрососедских отношений и развития торговли, а затем в 1875 г. и всех Курил в обмен на полный отказ японской стороны от претензий на Сахалин, были восприняты императорской Японией отнюдь не адекватно.

    В результате Японско-русской войны 1904−1905 гг. Япония аннексировала южную часть принадлежавшего России Сахалина, проводила агрессивную политику в отношении Советской России в годы иностранной интервенции.

    Япония возглавляла войска Антанты в годы иностранной интервенции, пыталась хозяйничать на Дальнем Востоке и в Сибири, захватила и удерживала вплоть до 1925 г. и северную часть Сахалина. Япония являлась союзницей фашистской Германии в канун и в годы Второй мировой войны (события у приграничного оз. Хасан и агрессия в дружественной Монголии на р. Халхин-гол в целях создания плацдарма агрессии против СССР в сторону Байкала, провокационная активность миллионной Квантунской группировки войск в Маньчжурии в период войны).

    В сложный для наших союзников период лета 1945 г., когда ими считалось, что для победы над Японией понадобится не менее 1,5 лет (а по мнению генерала Д. Макартура, имевшего печальный опыт поражения от японцев на Филиппинах в 1942 г. и бегства с них, и 5-7 лет), при потерях миллиона американских и полумиллиона солдат британских войск, Советский Союз в ответ на многочисленные просьбы руководителей союзных держав вступил в войну против Японии. При решающей роли советских войск под командованием Маршала Советского Союза А. М. Василевского, разгромивших миллионную Квантунскую группировку японских войск в Маньчжурии и Северной Корее, а также войска 5-го фронта на Сахалине и Курилах, Япония была вынуждена признать безоговорочную капитуляцию, подписание которой от имени СССР осуществил генерал-лейтенант К. Н. Деревянко.


    Операции советских Вооруженных сил в войне против милитаристской Японии

    В этой связи трудно объяснить попытки Японии, начатые в 1950-х годах и активизировавшиеся с конца 1980-х годов, обосновать свои претензии именно с точки зрения международного права на так называемые «северные территории», под которыми общепринято, но далеко не точно, понимать четыре острова Южно-Курильской гряды. Вот как, например, обозначались подходы к решению проблемы «северных территорий» в «Промежуточном отчете по исследованию внешней политики и комплексного обеспечения национальной безопасности» (Токио, май 1988 г., с. 13), подготовленном по заказу японского кабинета министров: «Япония должна продолжать требования о возврате всех северных территорий… Заключить японо-советский мирный договор после возвращения четырех северных островов. Япония должна также пытаться заключить японо-советский мирный договор, включая возвращение всех Курильских островов… Объявить пункт с) 2-й статьи Мирного Договора с Японией (Сан-Франциско, 1951 г.), в котором утверждается, что Япония отказывается от Курил, недействительным».

    И в официальном правительственном документе «Белая книга по обороне Японии», начиная с 1980-х годов «северные территории» обозначаются фривольно. Японские границы обозначаются в «Белых книгах» в районе Курильских островов севернее острова Итуруп (что отражено и в принятой японским парламентом в 2009 г. специальной поправке к закону о территориях), а «спорные территории» простираются до середины острова Сахалин и до полуострова Камчатка.

    Образчик картографической агрессии Японии
    против России в «Белой книге» за 1996 г.

    Не брезгуют картографическими фальсификациями и показом растущих амбиций Японии и чисто гражданские издания, как это видно по «Полному атласу Японии», 1982 г.


    В заключение хочу еще раз подчеркнуть: очевидно, что мирный договор вообще никому не нужен, и ведение переговоров по нему вне зависимости от целей сторон не имеет перспективы, да и вредно, т.к. это подразумевает возврат к проблеме принадлежности островов, которой для России не существует. Все вопросы дипломатических отношений уже давно решены прекрасно действующей Совместной Декларацией 1956 г. с учетом того, что обе стороны (фактически добровольно каждая) в 1960 г. официально дезавуировали ее ст. 9-ю, в которой указывалось, что в случае подписания в будущем мирного договора СССР будет готов после его подписания в качестве доброй воли передать Японии о. Сикотан (Шикотан) и группу островов Хабомаи. Нужно исходить из того, что в 1960 г. советское правительство направило Японии три Ноты, каждая из которых описывала соответствующие нарушения Японией условий Декларации 1956 г. Заявление о том, что «территориальный вопрос между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями» содержится в третьей, апрельской Ноте. То есть в части, касающейся территорий, действуют директива Д. Макартура и Сан-Францискский мирный договор, признанные Японией, а также внутреннее российское законодательство. Лучше бы власти РФ и Японии сконцентрировали свое внимание на взаимовыгодном наполнении отношений осязаемым экономическим сотрудничеством. Япония блефует, обещая (но не торопясь выполнять обещания) в случае удовлетворения ее требований бурное развитие экономических связей между нашими странами, но более чем 20-летняя стагнация ее экономики и перспектива прогнозируемой потери в ближайшие 25-30 лет 26,5 млн своего населения (до 100 млн чел.) и без территориальных уступок со стороны России заставят Токио занять более реалистическую позицию в отношениях с ней, что, безусловно, будет соответствовать интересам обеих сторон.

    Для России все вопросы послевоенного территориального размежевания с Японией решены. Решены они соглашениями с союзниками в годы войны против японского агрессора, пролитой кровью советских солдат за возвращение ранее отторгнутых Японией островов.

    Это Япония под предлогом «необходимости» мирного договора лелеет единственную цель: а вдруг Россия не устоит под давлением и отдаст острова. А больше вопросов, мешающих мирным отношениям между Россией и Японией, нет, кроме, правда, того, что Япония, несмотря на растущую вопреки положениям 9-й статьи собственной конституции военную мощь, не суверенна в своих решениях из-за подчиненного положения в военном союзе с США и нередко действует под их диктовку.


    Авианесущие и ракетные корабли японским ВМС в боевом строю

    Совместная Декларация 1956 г. в том варианте, в котором она сейчас работает, - это то, что нужно отстаивать, и очень важно прекратить реагировать на яркие вбросы японских политиков и средств массовой информации о якобы незавершенности оформления наших границ, а значит, и российско-японских отношений в целом, и необходимости для этого подписания мирного договора. То есть пересмотра Россией себе в ущерб отношений с одним из главных агрессоров Второй мировой войны. Точка в той войне поставлена. Чтобы развивать добрососедские отношения между нашими странами, есть все, кроме достаточно честной доброй воли со стороны Японии и, возможно, чьих-то личных интересов в российском истеблишменте и олигархате в расчете на то, что Япония, получив богатый природными ресурсами островной район с внушительной морской экономической зоной, не поскупится на щедрые откаты.

    Из Указов Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. // Документы ХХ века. Ведомости Верховного Совета СССР от 16.II.1946 / http:doc20vek.ru/node/1322. 29.01.2019.

    См.: Великая Отечественная война 1941 - 1945. Документы и материалы. В. 18 т. Т. 4. М.: «Воевода», 2015. С. 39.

    См.: там же. С. 38.

    См. об этом подробнее: Кошкин А. В 1951 году в мирном договоре Япония отказалась от всех Курильских островов // ИА REGNUM. 2019. 24 января https://regnum.ru/news/polit/2558585.html

    Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. Москва, 1956. № 24. С. 612.

    Российский государственный военный архив. Ф. 451/п. Оп. 5. Д. 72. Л. 3-28.

    Complete Atlas of Japan. Tokyo: Teikoku-Shoin Co., Ltd., 1982.

    См.: Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов. В 12 т. Т. 5. М.: Кучково поле, 2013. С. 429.

    См.: там же. С. 582.

    Зимонин В.П. ,
    доктор исторических наук, профессор,
    заслуженный деятель науки Российской Федерации,
    академический советник РАРАН, академик АВН РФ и РАЕН

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!