История одного имения. Нескучный сад

«Садовое кольцо. Манеж. Арбат.
Так много шума, и так много прозы.
Мне больше нравится Нескучный сад,
Его осины и его березы» (Сергей Бозин)

Нескучный сад - пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка Горького.

Это крупнейший парк в историческом центре Москвы. Вместе с природным заказником «Воробьевы горы» и партерной частью ЦПКиО им. Горького образует единый природный комплекс вдоль правого берега центральной части Москвы-реки.

Недалеко от входа с Ленинского проспекта недавно установили скульптуру «Осень» из мастерской Вучетича. Томно закинутая за голову рука лично мне напомнила позу обезьяны, которая левой рукой чешет правое ухо.

Смотреть в парке особо нечего, просто пробежимся по главным достопримечательностям. Перед нами «Охотничий домик» - ротонда середины XVIII века, где с 1990 года снимается телеигра «Что? Где? Когда?»

Где-то в зарослях мы обнаружили вот таких кариатид. Кариатиды - это бабы-атланты, которые за неимением рук держат какую-то тяжелую хреновину на башке.

Ротонда в честь 800-летия Москвы. Открытия памятника состоялось в 1951 году, ротонда представлены в виде небольшой белокаменной беседки, которая внутри украшена барельефами, с изображениями важных исторических событий, связанных с городом и страной.

Одни из барельефов изображает Московское вооруженное восстание и организацию первых боевых дружин пролетариата в Москве, а еще один взятие Кремля Красной Гвардией и утверждение в Москве власти Советов.

Именно здесь в прежние времена собиралась группировка толкинистов «Эгладор», и вся беседка была расписана их эльфийскими надписями, как-то: «Арвен Ундомиэль», «Кирдык Саурону», «Спартак-чемпион», «Здесь был Вовик», «Жопа».

Если написать на бумаге свое имя и имя любимого, сложить несколько раз и закопать в землю вблизи ротонды-беседки и фонтана, то любимый непременно обратит на тебя внимание. А если здесь же на рассвете три раза громко крикнуть на Восток: «Не летите, назгулы!», то они и в самом деле не прилетят.

Андреевский и Елизаветинский пруды в последний раз чистились тогда, когда Исилдур обломком Нарсила отрубил палец Всеобщего Врага и завладел Кольцом Всевластия. А может, еще раньше.

Ниже мы видим Летний (Чайный) домик графа Орлова. В 1796 году граф Алексей Григорьевич Орлов разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего.

Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроен ещё один «Ванный» павильон и романтический «таинственный» грот.

Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.

Ванный павильон и грот я не снимал, первый заколочен и упакован в зеленую ткань, а второй загажен до невозможности. Зато Чайный домик выглядит аккуратно, а внутри мы обнаружили даже пианину.

С пианинами в парке вообще все в порядке. Несколько лет назад недалеко от домика было устроено кладбище пианин.
- Люськ, а Люськ, я тебе пианину купил! Куда ставить будем?
- Дык сразу в Нескучном саду, так вся братва делает.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне.

С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года.

А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный.

Под Летним домиков между Елизаветинским прудом и набережной мы видим статую «Ныряльщица» Ивана Шадра, прежде всего знаменитого своей скульптурой «Девушка с веслом».

У ног «Ныряльщицы» пристроили две скульптуры «Пионеров», которые в народе называются «Рыбачки».

Рыбачок в красном галстуке, и, судя по взрослому лицу, многократный второгодник, взирает на рыбу с нескрываемым омерзением.

В Нескучном есть несколько «Гротескных» мостиков. Три мостика идут вниз от «Манежа», в котором помещается Минералогический музей имени А. Ферсмана и друг за другом пересекают овраг.

Говорят, что влюблённые, прошедшие по мосту взявшись за руки, никогда не расстанутся, а те из них, кто, стоя на нём ещё и поцелуются - будут жить вместе в постоянном мире и согласии. А если древний изношенный мост под ними рухнет, то и умрут в один день.

Белки здесь настолько ручные, и настолько любят позировать фотографу, что очень трудно потом выбрать из пятисот фотографий одну самую интересную.

Над Нескучным на огромную высоту вздымается здание Российской академии наук.

Академию делит на две равные части словно след от гигантской пилы.

У ее подножия расположился крохотный Андреевский монастырь.

Это самый неудобный для фотосъемки монастырь из всех, которые я знаю. Он не виден ниоткуда.

Около монастыря настроили всяких элитных домов, в которые въехали нужные стране люди.

Стоит отметить виртуозную остроумную работу местных садовников - вся территория вокруг этих домов заросла «Борщевиком гигантским» - одним из самых ядовитых растений средней полосы.

От Метромоста нас отделяют только Андреевские пруды, на удивление чистые. Вокруг теперь понаставили укромных лавочек, на которых можно целоваться, курить, пить напитки прямо из горла и даже ругаться матом.

Ну а мы спустимся к настоящей воде, к Москве-реке.

Когда-то давным-давно мы после школы ездили сюда купаться и ныряли прямо вот с этого места.

Был такой понт: выплыть на фарватер и под визг напуганных девушек в последний момент увернуться от огромной баржи. Слева мы видим здание МГУ.

Ну а справа, очень далеко, мы видим высоченного «Петра» Церетели и еще дальше - колокольню Ивана Великого в Кремле.

Одним из самых популярных в Москве мест отдыха, особенно в летнее время, является знаменитый Парк культуры или Парк Горького. Логичным его продолжением служит не менее интересный Нескучный сад.

Если в Парке Горького всегда многолюдно, обустроена набережная, множество кафе и развлечений на любой вкус, то в Нескучный сад - место более уединенное, с бурной растительностью и холмистым рельефом, чем-то напоминающее настоящий лес в центре Москвы, я даже заметила там белочек, бойко бегающих по деревьям.

В то время как Парк Горького – место отдыха молодежи, Нескучный предпочитают мамы с колясками, пенсионеры и любители спокойного отдыха. Когда-то на месте этого сада было целых три дворянских усадьбы Трубецких, Голицыных и Орловых, которые впоследствии выкупил императорский двор и объединил в одну под общим названием Нескучное.


Попасть в Нескучный сад можно от станций метро «Фрунзенская», «Ленинский проспект», «Шаболовская» и через Парк Горького. Я решила прогуляться от Фрунзенской по обновленному Андреевскому мосту.


Вернее в настоящее время мост этот называется Пушкинский, но так как при его строительстве использовали некоторые конструкции старого железнодорожного Андреевского моста, построенного в 1905 г., то первое название также часто применяют по отношению к этой инженерной конструкции.


Крытая центральная галерея выглядит вполне современно, а на боковых сохранились старые башенки.


С этого моста открываются потрясающие виды на Нескучный сад, Пушкинскую набережную с одной стороны, и храм Христа Спасителя и Парк Горького – с другой.



Спускаемся к парку, у входа в который есть схема. Первое, что мы видим – это изогнутый каменный малый мостик.


Так же как и следующие два он был построен в XIX веке. Существует романтическая легенда, что влюбленные, которые поцелуются на этом мостике, свяжут свои жизни навсегда. От этого места в разные стороны расходятся тропинки.


Одна из них идет по дну оврага, над которым мы видим далее средний и большой каменный мост.



Последний соединяет бывший манеж с Александрийским дворцом.


В манеже сейчас размещается минералогический музей.


Эту часть парка приобрел в середине XVIII века старший сын знаменитого горнозаводчика П.А. Демидов, страстно увлекавшийся ботаникой и садоводством. В 1756 г. он начал строительство каменного дома. За ним на склоне Москвы-реки велел разбить парк, для которого привез более двухсот видов различных растений. Поговаривали, что подобного сада не было не только в России, но и за рубежом. Над выравниванием рельефа более двух лет трудились 700 крепостных. В парке были построенные каменные оранжереи, где выращивались экзотические растения: виноград, ананасы, персики. Прокофий Демидов славился своими чудачествами. Так, сторожей имения он гримировал под парковые скульптуры, и когда какой-нибудь посетитель срывал цветок или вел себя неподобающим образом, скульптуры эти оживали и пугали прохожих. В 1793 г. усадьбу Демидовых купил один из знаменитых братьев Орловых - Федор и начал в ней обустраивать все по своему вкусу. После его смерти, так как все дети графа были незаконнорожденные, имение досталось его племяннице Анне Орловой-Чесменской, но в силу ее слишком молодого возраста, управлял всем ее отец Алексей Орлов. Для дочери он устраивал в усадьбе грандиозные балы. В парке появились павильоны, в том числе Ванный домик, который сохранился до наших дней в крайне плачевном состоянии. Сейчас у него нет крыши, а колонны огорожены какой-то панелью.


Возле этого павильона искусственный пруд, а на холме сохранился грот.



Так же до наших дней дошел летний домик графа Орлова, построенный в начале XIX века.


Около него оборудован уютный скверик с лавочками, есть здесь и птичник.


А вот так выглядит это здание со стороны Фрунзенской набережной.


В четь коронации императора Николая I в Нескучном графиня Орлова дала грандиозный бал, на который собралось более 1200 гостей. Возможно, именно тогда императорская семья решила приобрести это имение. В 1832 г. графиня продала Нескучное царю, который устроил здесь летнюю резиденцию для своей супруги Александры Федоровны. После седьмых родов врачи запретили ей в будущем рожать, поэтому близкие отношения с супругом у них на этом закончились. Говорят, Николай I специально купил эту усадьбу, чтобы отправлять в нее жену, а самому беспрепятственно встречаться в Петербурге с фаворитками. В честь Александры Федоровны дворец в Нескучном был назван Александийским. Кроме того, императору перешло в собственность соседнее имение московского генерал-губернатора Д.В. Голицына, и усадьба князя Л.А. Шаховского, принадлежащая до этого Трубецким. Именно при князе Трубецком в начале XVIII века это владение стало называться Нескучным. Дело в том, что собственник имения развлекал своих гостей музыкальным вечерами, маскарадами и фейерверками. Эта традиция снова возродилась при Александре Федоровне – в усадьбе был организован театр под открытым небом. Кулисами служили кусты и деревья, сцены как таковой не было. Сначала новое развлечение привлекло публику, но у такого театра были и недостатки: из-за ветра не все слова были хорошо слышны, а под дождем спектакль становился и вовсе невозможен. От усадьбы Трубецких сохранился только Охотничий домик, в котором в наши дни снимают передачу «Что, где, когда?». К сожалению, во время моей прогулки как раз проходили очередные съемки, домик был огорожен, а площадка перед ним заставлена машинами.

В 1923 г. в Нескучном саду была организована Первая всероссийская сельскохозяйственная выставка. А в 1951 г. после празднования 800-летия основания Москвы в парке был разбит парк и возведена белокаменная беседка-ротонда.


На ее барельефах можно увидеть основные этапы истории столицы и России: основание Москвы, Куликовская битва, революции, гражданская и отечественная война.


По легенде, если написать на бумажке имя любимого или любимой и закопать рядом с этой ротондой, то объект мечтаний обязательно обратит на тебя внимание. Поблизости находится Аллея любви, также популярная у влюбленных. Таким образом в Нескучном саду очень много романтических мест, вполне возможно, этому способствует его немноголюдность и особая атмосфера.


Также в этом парке любят собираться члены всяких неформальных группировок типа толкинистов. Как мне показалось, Нескучный сад - одно из самых интересных и уютных мест отдыха в самом центре столицы.

Усадьба Нескучное - уникальное историческое место в черте современной Москвы, расположенное на правом берегу Москвы-реки. Береговая линия Москвы-реки была укреплена, в парке проложили новые аллеи, установили выставочные павильоны и фонтаны, построили Зеленый театр и другие концертные площадки, а для малышей установили всевозможные аттракционы, организовали детские и спортивные площадки. Но и сейчас сохранилось немало старинных построек, которые сейчас являются главными .

До того, как усадьба Нескучное в XVIII столетии перешла в дворцовое ведомство, на ее территории находились три родовых дворянских имения. Здесь были основаны «родовые гнезда» аристократов Трубецких и Голицыных, Зубовых и Сериковых, Шаховских и Орловых, Вяземских и Репниных, а также других богатейших дворянских родов Российской империи. Считается, что название «Нескучное» закрепилось за старинной усадьбой благодаря князю Трубецкому, который нередко устраивал в своем имении, занимающем южную часть современного Нескучного парка, различные увеселительные мероприятия.

Первые «дворянские гнезда» в этом историческом месте появляются лишь в XVIII столетии, к этому времени здесь возводится архитектурный комплекс имения князя Н.Ю. Трубецкого , рядом с которым в середине XVIII столетия обустраивается усадьба князя Голицына. Северная усадьба появилась значительно раньше, еще в конце XVII столетия она принадлежала графу Орлову, а в XVIII столетии была разделена на несколько отдельных участков. Именно на ее территории в середине XVIII столетия известный аристократ Демидов создал уникальный для того времени ботанический сад .

В качестве единого владения русского дворцового ведомства старая усадьба Нескучное сложилась лишь в 1820-1840 годах, когда поочередно были выкуплены все дворянские имения, входящие в ее состав. На территории бывших имений, ранее принадлежавших Голицыным, Трубецким и Демидовым, был возведен величественный архитектурный комплекс царской летней резиденции , но при этом большинство существовавших к тому времени дворянских построек сохранилось. Центральным звеном дворцовой резиденции стал изысканный особняк Демидова, построенный по проекту архитектора Иеста еще в середине XVIII столетия, а впоследствии переименованный в Александрийский дворец . В те годы со стороны современной Калужской улицы к нему вела подъездная аллея, которая начиналась около красивых белокаменных ворот.

До 1917 года усадьба Нескучное находилась в ведении дворцового ведомства, а впоследствии была национализирована. В советское время Нескучный сад был переименован в парк имени Горького, Александрийский дворец был передан Академии наук, а Минералогический музей , основанный еще до революции, действует до сих пор. На территории Нескучного сада возводились и новые постройки, предназначенные для отдыха москвичей, а его ландшафт с тех пор сильно изменился.

Береговая линия Москвы-реки была укреплена, в парке проложили новые аллеи, установили выставочные павильоны и фонтаны, построили Зеленый театр и другие концертные площадки, а для малышей установили всевозможные аттракционы, организовали детские и спортивные площадки. Но и сейчас сохранилось немало старинных построек, которые сейчас являются главными достопримечательностями усадьбы Нескучное .

На территорию дворцовой усадьбы можно войти через старинные въездные ворота , построенные в 1835 году по проекту архитектора Тюрина. По бокам можно долго рассматривать уникальную скульптурную группу, получившую название «Изобилие». Выдающийся архитектор спланировал и другие постройки усадьбы Нескучное - здание гауптвахты, манежа, Фрейлинского и Кавалерийского корпуса.

Самая старая постройка старинной усадьбы - роскошный летний домик графа Орлова , возведенный в 1796 году, сейчас в нем находится библиотека, при которой работает читальный зал. Бывший особняк графа Орлова небольшой по размерам, он построен в стиле классицизма и представляет собой двухэтажное здание с одноэтажными пристройками по бокам. Вход в летний домик украшают величественная белоснежная колоннада, венчаемая портиком треугольной формы, а на втором этаже старинного летнего особняка находится балкончик, откуда прежние хозяева любовались живописными видами Нескучного сада.

На берегу Екатерининского пруда можно увидеть небольшой домик с ротондой, соединенный с водоемом при помощи лестничного марша. Хотя старый пруд давно зарос, покрывшись зеленоватой тиной, склонившиеся над ним деревья производят неизгладимое впечатление. Сохранился и сложенный из камня трехпролетный арочный мост, ведущий к Пушкинской набережной.

Главное строение усадьбы Нескучное - роскошный Александрийский дворец , но посетители могут осмотреть лишь его фасад, так как во внутренних помещениях до сих пор трудятся сотрудники Академии наук. Величественное здание было построено в стиле классицизма еще как особняк Демидова, в его основе сохранились две палаты, созданные в XVIII столетии, а в отделке фасада явственно прослеживаются архитектурные элементы 1830-х годов, когда усадебный дом был перепланирован в царскую резиденцию. Строительные работы проводились по проекту архитектора Е. Д. Тюрина, а над оформлением интерьеров царской летней резиденции работал О. И. Бове. Белоснежный фасад Александровского дворца напоминает маленький Версаль, хотя украшений на внешних стенах симметричного здания немного. По бокам с двух сторон на уровне первого этажа находятся колоннады, поддерживающие полукруглые балкончики.

Главный вход в Александрийский дворец расположен по центру здания, а у входа установлены две каменные статуи собак, которые словно стерегут вход в здание. В самом Александрийском дворце до сих пор сохранились элементы дореволюционного декора, и даже отдельные предметы от царского мебельного гарнитура. Перед царским летним дворцом сейчас установлен чугунный фонтан , созданный по проекту выдающегося скульптора И.П. Витали, в первой половине XIX столетия. Но он появился на территории Нескучного сада лишь в 1930 году, ранее фонтан находился на Лубянкинской площади.

Нескучный сад сейчас считается памятником ландшафтно-паркового искусства, естественными террасами он постепенно спускается к живописной Москве-реке. На его территории можно увидеть множество цветников и величественные вековые деревья - стройные березы и раскидистые липы, высокие тополя, кудрявые клены и могучие дубы. На месте, где когда-то находился ботанический сад Демидова, расположен воздвигнутый в советскую эпоху Зеленый театр , способный вместить более 15 тысяч зрителей. Открытое летнее строение и сейчас является крупнейшим амфитеатром на территории Восточной Европы.

На территории Нескучного сада находится и Охотничий домик - просторный павильон середины XVIII столетия, где проводятся регулярные игры интеллектуального казино «Что? Где? Когда?». Можно полюбоваться изяществом классических форм Летнего и Ванного домика, сохранившихся с конца XVIII века.

Желая посетить старинную усадьбу Нескучное , прогуляться по живописному Нескучному саду и осмотреть сохранившиеся памятники культурного наследия, не обязательно заказывать организованную экскурсию - сюда москвичи и гости столицы могут добраться и самостоятельно. Усадьба расположена по адресу: Ленинский проспект 14-20, ближайшими к ней станциями московского метрополитена являются «Октябрьская» и «Ленинский проспект», от которых экскурсанты могут подъехать прямо к входу в Нескучный сад троллейбусами №4, 33, 7, 62.

Демидовский дворец расположен рядом с Третьяковской галереей. Расположен на берегу Москва-реки, является памятником архитектуры середины XVIII века.

Прокопий Акинфиевич Демидов - старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Основал Московское коммерческое училище в 1772 году, известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.


Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 гору был куплен двор с домом Ф.И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась “челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрены Антиповой” от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева".

Демидовский Нескучный дворец , расположенный на берегу реки Москвы, является памятником архитектуры середины XVIII века и прекрасно представляет классический стиль. Дворец имел завидную судьбу. При жизни владельца он был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Тут бывали живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые… После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). После революции уникальный памятник истории превратили в музей. Люди приходили сюда, чтобы познакомиться с богатейшими коллекциями изысканной мебели. Говорят, Ильф и Петров сочинили свой прославленный роман о злополучных стульях не без подсказки, услышанной в этих стенах.


Решетка ограды изготовлена в 50-е годы 18 века на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С.Аргунова. Чугунные створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском.


В бытность Прокопия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Демидов, увлекаясь коллекционированием экзотических растений, еще в 1740-х гг. попросил у брата Григория отводок и семян из его соликамского сада. После смерти Григория Прокопий перевез в Москву наиболее интересные растения из уральской коллекции. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и он всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места - Нескучный сад .


В саду Демидова ежегодно составлялись "травники" (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались "охотники и любители ботаники". Каталог сада в 1781 году составил академик Паллас, он писал: "Владетель сего сада определил его сперва для плодов, а наконец для одной ботаники, и построил в нем множество разных каменных оранжерей". Паллас упоминает пять террас, спускавшихся к реке, и восемь оранжерей, на них расположенных. Эти оранжереи были предназначены не только для “сочных растений и дерев из теплых стран”, но и специально для “рощения семян", и тянулись на целые полверсты.


В предисловии к своему каталогу 1786 года П.А. Демидов указывает 8000 растений - общее число их за весь период существования сада, куда входит 6000 видов и не менее 2000 садовых форм. Среди растений демидовского сада было немало видов российской флоры из различных регионов страны. Некоторые растения были уроженцами далеких заморских краев. Для пополнения коллекции растений своего сада хозяин установил связи с зарубежными и отечественными ботаниками.


После смерти П.А. Демидова ботанический сад в Москве постепенно пришел в запустение. Прямые наследники, сыновья, садом не интересовались. Исполняя волю покойного, его вдова Татьяна Васильевна обратилась в 1787 г. к Екатерине II с просьбой передать сад в ведение Московского университета, но получила отказ, новые владельцы имения также не обращали внимания на сад, и он захирел и погиб как ботанический. Только часть редких растений из него пересадили в университетский сад. В 1920-х гг. краеведы Л.П. Александров и В.Л. Некрасов писали: “Лучше всего была бы восстановлена память о первом ботаническом саде России… если бы Нескучный сад, украшенный памятниками Демидову и Палласу, был обращен в большой ботанический сад… и служил целям просвещения, знакомя с разнообразной флорой России".

Беседка в Нескучном саду


Дворцовый комплекс в Нескучном саду содержится в хорошем состоянии, его по-прежнему занимает в основном Российская Академия наук.


Охотничий домик, сохранившийся от старейшей усадьбы Трубецкого занимает Элитарный клуб "Что, где, когда?". Обнесенное высоким забором и охраняемое собаками здание мало доступно для осмотра. Однако, можно рассмотреть, что передний фасад, служащий декорацией для съемок игр, содержится в хорошем состоянии, правда перед ним установлено нагромождение металлических конструкций, видимо, используемых при съемках. Задний и боковые фасады производят впечатление заброшенности, которую трудно себе представить, наблюдая здание по телевизору во время регулярных игр знатоков.

Летний домик, судя по внешнему виду, находится в удовлетворительном состоянии, в нем размещается библиотека, в которой работает и за которой следит, наверное, всего одна немолодая библиотекарша (на фото справа). Одной из основных ее забот является защита здания и библиотеки от компаний пьяниц, собирающихся к вечеру на скамейках вблизи домика.


100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!