Мегалитические храмы мальты мальта. Мегалитические храмы Мальты

Год появления: 4 тысячи лет до н.э..

На островах Мальты учеными были обнаружены удивительным образом сохранившиеся старинные храмы, возраст которых составляет более 5 500 лет. Семь мегалитических храмов, которые сегодня входят в число исторических объектов мирового значения, использовались более тысячи лет и рассматриваются как единый архитектурный комплекс. Во время исследования храмов были обнаружены бесценные исторические артефакты, которые позволили пролить свет на определенные периоды древнейшей истории островов.


Так, в храмах были найдены фрагменты керамических изделий, что подтверждает теорию существования на островах в древние времена высокоразвитой цивилизации. Ученые уверены, что на Мальте скрыто еще немало бесценных исторических памятников, некоторые элементы которых были полностью утрачены в 19 веке. В этот период Мальту начали осваивать для сельскохозяйственных нужд, при расчистке земель крестьянами было уничтожено немало руин античных сооружений.


Всего на острове было обнаружено более двадцати древнейших храмов, среди которых чудом сохраниться до наших дней удалось лишь семи. Особый интерес представляют четыре храма: Хагар Квим, Джгантия, Таршьен и Мнайдра. Самым древним в их числе является храм Джгантия, а самым крупным - Хагар Квим. Храм Мнайдра выделяется в числе остальных необычным местом расположения и ориентацией в пространстве, более 5 000 лет назад он был удивительным образом построен в полном соответствии с канонами Фэн-шуй.


Мегалитические храмы Мальты и достопримечательности вокруг

В округе Megalithic Temples of Malta можно хорошо попутешествовать. Непременно свозите своего отпрыска в соседний аквариум Malta National Aquarium, он откроет ему морской мир региона Мальты и всей планеты. Кафедральный собор Katidral Metropolitan Ta’ San Pawl рядом обязательно стоит совместить с посещением Megalithic Temples of Malta. Можно навестить замечательный замковый ансамбль Verdala Palace . Далее, рекомендуем открыть для себя легендарный центр развлечений Мальты - парк аттракционов Splash and Fun .

Мегалитические храмы Мальты - интерактивная карта

Полезные учреждения рядом


Близлежащие аэропорты:
» Луква Аэропорт (Luqa Airport MLA) - в 5 км
» Лампедуза Аэропорт (Lampedusa Airport LMP) - в 170 км
» Сигонелла Аэропорт (Sigonella NAF Airport NSY) - в 174 км

Хотя Мальта у многих справедливо ассоциируется с рыцарским орденом госпитальеров, лично я считаю, что не только они являются исторической визитной карточкой архипелага. Словосочетание «древняя культура» вызывает у большинства ассоциации с египетскими пирамидами и развалинами греческих храмов, однако на Мальте есть возможность тесно познакомиться с памятниками, которые пусть и смотрятся более грубо, но принципиально отличаются от наследия Египта или античной Эллады. Кроме того, постройки эти на порядок древнее.

Хотя формально под словом «храм» вполне может пониматься любая церковь - в том числе и католический собор, коих на Мальте очень много, но не они определяют культурную самобытность этого карликового государства.

Сооружения, о которых пойдет речь сегодня, относятся к периоду неолита или, проще говоря, позднего каменного века. Камня на Мальте всегда хватало в силу ее происхождения: дело в том, что архипелаг фактически состоит целиком из известняка, так как когда-то давно был частью морского дна, на котором оседали хитиновые панцири мертвых моллюсков, формируя породу. В свете этого нет ничего удивительного, что неолит на островах продолжался еще во II тысячелетии до н.э.

Храмы острова Мальта

Остров Мальта является самым большим в Мальтийском архипелаге, и именно там сосредоточено большинство достопримечательностей. Неолитические храмы не являются исключением.

Храм Хал-Сафлиени (Hal Saflieni)

Это сооружение стоит особняком среди всех памятников эпохи неолита на Мальте. Дело в том, что это святилище было не построено из камня, а вырублено целиком в известняке. При этом создавалось оно в период с V по III тысячелетие н.э., так что, возможно, является самым главным долгостроем на планете - куда там чешским готическим соборам с их 600 годами.

Открыли святилище совершенно случайно в начале XX века, когда строили канализацию. Оно представляет собой систему из более 30 по большей части круглых и овальных помещений, расположенных на трех уровнях глубины и соединенных между собой. Доподлинно назначение Хал-Сафлиени выяснить не удалось: есть версии о его культовой принадлежности, но существует мнение, что это древний могильник, который расширялся по мере заполнения.

Масштабы сооружения, конечно, впечатляют, особенно в сочетании с его древностью. Лично я нигде не припомню ничего подобного. Кстати, помимо размеров, стоит отметить и изящество исполнения, а многие порталы украшены пусть примитивными, но все же декорами.

Сегодня доступ для туристов открыт только на верхние уровни, а вход внутрь осуществляется через здание, под которым и обнаружили Хал-Сафлиени более 100 лет назад. Информации на русском языке, по крайней мере, на момент моего посещения (лето 2015 года) не было, но ее при желании можно найти уже после визита в храм.


Как добраться до Хал-Сафлиени

Как дойти до святилища от автобусной остановки, показано на схеме ниже.

Режим работы Хал-Сафлиени

А вот это действительно важная информация. Чтобы попасть внутрь, мало просто приехать в Паолу и купить билет на входе. Посещение бронируется на конкретное время заранее, и лучше всего сделать это . Если не позаботиться о билете заблаговременно, придется ехать ранним утром к Музею Изящных Искусств в Валлетте, где в определенные дни реализуется некоторое количество билетов.

При этом очередь стоит занимать хотя бы за час до открытия, так как билетов вполне может на всех не хватить, и я лично видел, как люди, простояв длительное время, вынуждены были уйти ни с чем. Если вы пойдете этим путем, скорее всего, вам придется пропустить и завтрак в отеле, а в качестве утешения вы можете купить билет в музей изящных искусств по льготной цене в 2 EUR.

О том, как добраться до Музея Изящных Искусств, написано .

Стоимость билета составляет:

  • Для взрослых - 35 EUR
  • Для детей 12-17 лет и лиц старше 60 лет - 20 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 15 EUR

При этом на входе вас попросят сдать фотоаппараты и мобильные телефоны. Фотографировать внутри категорически запрещено.

Храм Хаджар-Им (Hagar Qim)

Этот храм является наиболее крупным по площади. Выполнен он из известняковых плит. Хотя технологии обработки в IV-III тысячелениях до н.э. существенно уступали нынешним, детали фасада кажутся на удивление геометрически правильными. Разумеется, никакого раствора в те времена не знали, так что сооружение держится на одной лишь силе тяжести.


Как добраться до храма Хаджар-Им

Храм находится совсем недалеко от остановки Hagar автобусов №74 и 201.

Режим работы храма Хаджар-Им

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. С 1 октября по 31 марта - с 10:00 до 17:00. 24, 25 и 31 декабря, 1 января и в Страстную Пятницу храм для посещения закрыт.

Стоимость билета составляет:

  • Для взрослых - 10 EUR
  • Для детей 12-17 лет и лиц старше 60 лет - 7,5 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 5,5 EUR
  • Детей младше 6 лет - вход свободный

В стоимость билета также входит посещение храма Мнайдра, о котором речь пойдет ниже.

Храм Мнайдра (Mnajdra)

Этот объект находится всего в 0,5 км от Хаджар-Им, но выполнен уже из более твердого, кораллового известняка. Хотя он уступает по площади своему соседу, но его планировка более правильная. Фактически святилище Мнайдра состоит из трех стоящих вплотную друг к другу храмов - верхнего, среднего и нижнего. Переходами они не соединены.


Как добраться до храма Мнайдра

Храм находится совсем рядом со святилищем Хаджар-Им, и чаще всего их посещают вместе.

Режим работы храма Мнайдра

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. С 1 октября по 31 марта – с 10:00 до 17:00. 24, 25 и 31 декабря, 1 января и в Страстную Пятницу храм для посещения закрыт.

Чтобы посетить храм, приобретается единый билет, дающий также право на посещение храма Хаджар-Им. Расценки приведены выше.

Храм Таршиен (Tarxien)

Свое название храм приобрел, так как был обнаружен в 1914 году в городе Таршиен (Таршин). Как и Мнайдра, он состоит из трех помещений, но уже соединенных переходами. Изюминкой Таршиенского храма являются многочисленные рельефы с изображением животных, а также спиральных узоров. Как показали археологические раскопки, в древности в храме, скорее всего, совершались жертвоприношения скота.


Как добраться до храма Таршиен

Храм находится неподалеку от остановки Neolitici автобусов №81, 82, 84, 85, 88, 206.

Режим работы храма Таршиен

Стоимость билета составляет:

  • Для взрослых - 6 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 3 EUR
  • Детей младше 6 лет - вход свободный

Храм Та-Хаджрат (Ta’ Ħaġrat)

Этот храм, находящийся на территории поселения Мджарр, полностью относится к IV тысячелетию до н.э., то есть по факту старше всех описанных выше. Правда, он уступает им и по размерам, и по степени сохранности: когда я увидел его впервые, он и вовсе показался мне грудой известняковых плит. При ближайшем рассмотрении, впрочем, все оказалось не столь печально.


Как добраться до храма Та-Хаджрат

Храм расположен в шаговой доступности от остановок Mgarr и Teatrali автобусов №44, 101 и 238.

Режим работы храма Та-Хаджрат

Стоимость билета составляет:

  • Для взрослых - 3,5 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 2,5 EUR
  • Детей младше 6 лет - вход свободный

Храм Скорба (Skorba)

Он сохранился, пожалуй, хуже остальных популярных у туристов мегалитических святилищ на острове Мальта. Поскольку я не являюсь профессиональным историком или археологом, то не думаю, что он представляет какую-либо ценность. С другой стороны, если уж вы приехали в Мджарр, можете посетить оба храма.


Как добраться до храма Скорба

Храм находится в 450 метрах от остановки Ghajn автобусов № 44 и 101.

Режим работы храма Скорба

Храм открыт для посещения по вторникам, четвергам и субботам с 9:00 до 16:30. 24, 25 и 31 декабря, 1 января и в Страстную Пятницу храм для посещения закрыт. При этом, поскольку территория комплекса ограничена, одновременно там могут находиться не более 15 посетителей.

Стоимость билета составляет:

  • Для взрослых - 3,5 EUR
  • Для детей 12-17 лет и лиц старше 60 лет - 3 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 2,5 EUR
  • Детей младше 6 лет - вход свободный

Другие храмы острова Мальта

Выше перечислены те мегалитические святилища, которые сохранились лучше всего и во многом по этой причине были включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Помимо них, на острове существуют и другие памятники неолитической культуры. Большинство из них не имеют какой-либо инфраструктуры и вряд ли будут интересны кому-то, кроме профессиональных археологов, но один я все же выделю.

Храм Бордж ин-Надур (Borġ in-Nadur)

Он находится близ города Бирзеббуджа, совсем рядом с остановкой Nadur автобусов № 80, 82, 119 и 210, как показано на схеме ниже.

От самого храма к настоящему времени сохранился лишь фундамент в виде трилистника, зато неподалеку находятся останки каменных укреплений времен бронзового века.


Попасть на территорию можно только по предварительной договоренности. Сделать это можно

Храмы острова Гозо

Неолитическими памятниками может похвастаться не только Мальта. Храмы позднего каменного века есть и на втором по значимости острове архипелага. И если храм Санта Верна - это просто отдельно стоящие камни, то два других объекта представляют куда больший интерес.

Храм Джгантия (Ġgantija)

Это самый известный мегалитический памятник на острове, который по совместительству является и самым старым на всем архипелаге. Он представляет собой два стоящих рядом храма клеверной планировки, обнесенных внушительной стеной из известняковых монолитов.


Как добраться до храма Джгантия

Храм находится в 210 метрах от остановки Dahla автобуса № 307.

Режим работы храма Джгантия

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. С 1 октября по 31 марта - с 9:00 до 17:00. 24, 25 и 31 декабря, 1 января и в Страстную Пятницу храм для посещения закрыт.

Стоимость билета составляет:

  • Для взрослых - 9 EUR
  • Для детей 12-17 лет и лиц старше 60 лет - 7 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 5 EUR
  • Детей младше 6 лет - вход свободный

В стоимость билета входит также посещение мельницы Та Кола, о которой написано .

Кроме того, в летний период с 16.30 до 17.30 есть возможность посетить только Джгантию. В этом случае стоимость билета составит:

  • Для взрослых - 6 EUR
  • Для детей 12-17 лет и лиц старше 60 лет - 4,5 EUR
  • Для детей 6-11 лет - 3 EUR
  • Детей младше 6 лет - вход свободный
  • Каменный круг в Шааре (Xagħra Stone Circle, Круг Брошторффа)

    Этот подземный храм находится в поселке Шаара и, судя по большому количеству найденных костей, служил местом захоронения. Это роднит его со святилищем Хал-Сафлиени, хоть храм в Шааре и уступает как по размерам, так и по степени сохранности.


    Как добраться до каменного круга

    Круг расположен рядом с остановкой Tafla автобуса № 307.

    Режим работы объекта

    В настоящий момент посещение возможно только по предварительной договоренности. Сделать это можно .

    Колеи Мальты и Гозо (Cart ruts)

    Раз уж мы заговорили о неолитических памятниках, уместно упомянуть еще одну визитную карточку Мальтийского архипелага, относящуюся к периоду позднего Каменного века - колеи. Протяженные борозды в известняковой породе, которая является основой архипелага, действительно очень напоминают вмятины от колес. До сих пор их происхождение и назначение - загадка. Кто-то утверждает, что их использовали для транспортировки блоков, из которых сооружались храмы, кто-то выступает за то, что это часть древнемальтийского водопровода, а некоторые и вовсе приписывают колеям инопланетное происхождение, со всей серьезностью заявляя, что внеземная цивилизация через тот причудливый узор, который они образуют, если снять с воздуха, отправила братьям по разуму зашифрованное послание.


    Заключение

    Путешествие на острова Мальтийского архипелага стало для меня не только погружением в эпоху расцвета рыцарства, но и настоящей экскурсией в каменный век. Такой концентрации неолитических памятников нет, наверное, нигде, и это действительно уникальные объекты и главные загадки Мальты. Колеи и храмы архипелага наверняка кому-то покажутся однообразными - я это вполне допускаю, но и в этом случае рекомендую посетить хотя бы пару подобных объектов, поскольку мало где в Европе можно увидеть подобное.

    Одними из самых загадочных мест на Земле являются древнейшие сооружения Мальты. Это храмы, катакомбы, обсерватории. Они даже старше египетских пирамид. А вот кем они построены и для чего – для нас загадка. Раскопки показали, что цивилизация существовала восемь тысяч лет тому назад. Возможно, именно от мальтийцев шумеры и получили свои знания. Предполагается, что мальтийцы, обладающими высокими технологиями, принимали участие в строительстве Стоунхенджа.

    Сам остров исполосован вдоль и в поперек большими колеями, похожими на сеть беспорядочных рельсов или колеи от телег. Некоторые из них очень глубокие. Некоторые считают, что такие колеи могли образоваться от постоянной езды на колесницах, колеса которых составляли бы два метра диаметром и изготовленные из металла или другого прочного материала. Но на мальте не найдено ни одного колеса, даже деревянного, не говоря уже о металлическом. Уфологии приписывают колеям инопланетное происхождение. Другие энтузиасты допускают, что Мальта – это часть затонувшей Атлантиды и следы оставили могучие атланты.

    Давайте узнаем про это место подробнее …

    Таинственные мегалитические святилища Мальты на 1000 лет старше египетских пирамид. Загадочные сооружения, имеющие, скорее всего, культовое назначение, построены из громадных каменных глыб весом в несколько тонн. Перемещение таких тяжестей является трудной задачей даже при современном уровне развития техники. Как их передвигали 6-7 тысяч лет назад — полная загадка. Не менее поразителен так называемый гипогей — вырубавшийся в скалах и служивший на протяжении нескольких веков храмом-усыпальницей древнего религиозного культа. Около 2000 года до н. э. след таинственного древнего народа, создавшего уникальные памятники, внезапно обрывается. Что стало причиной исчезновения цивилизации — эпидемия, завоеватели, или массовое переселение — навсегда останется для нас загадкой. Другой заметный след своего пребывания оставили на Мальте рыцари ордена Св. Иоанна — иоаниты, которые появились на острове около 1500 года до н. э. Нельзя сказать, что в промежутке между мегалитическим периодом и приходом рыцарей на Мальте ничего не происходило.

    На протяжении 3500 лет, разделяющих эти культуры, здесь побывали и финикийцы, и карфагеняне, и греки, и римляне. Орден рыцарей-иоанитов появился в начале второго тысячелетия новой эры в Святой земле. Первоначальная задача ордена — уход за ранеными и больными, забота о бедных. Постепенно рыцари взяли на себя функции ‘солдат Христовых’ и стали заниматься защитой паломников и бороться с ‘неверными’. Однако, не устояв перед натиском мусульман, иоаниты переместились сначала на о. Родос, а потом на Мальту, которую они получили в лен от императора Карла V. Появление рыцарей оживило мальтийскую жизнь. Стали развиваться торговля, строительство госпитальных и оборонительных сооружений. У жителей острова появилась работа. Деньги стекались на остров из пожертвований и доходов от владений ордена. Еще один источник — грабежи мусульманских торговых караванов.

    В 1565 году Сулейман Великолепный выступил против Мальты с большим флотом и многочисленной армией, собираясь положить конец ордену. Рыцари под предводительством Великого Магистра Жана Паризо Валетты и при поддержке резервной армии с Сицилии успешно отразили нападение, защитив южную оконечность Европы от турок. В честь Великого Магистра столица острова получила название Валетта. После победы наступил расцвет архитектуры и культуры. Но постепенно с потерей значения рыцарского движения остров стал приходить в упадок. Когда в 1789 г.

    Наполеон захотел на пути в Египет ‘сделать привал на Мальте’, рыцари сдались без боя, несмотря на сильные крепостные укрепления. Французское господство длилось два года, после чего мальтийцы освободились от него с помощью англичан. Более 150 лет, вплоть до конца второй мировой войны, остров использовался англичанами как военно-морская база. В 1964 г. Мальта объявила о своей независимости, а в 1974 г. стала республикой.

    Колея Мальты

    Средиземноморские острова Мальта и Гозо называют «остатками Атлантиды» и «европейской пустыней Наска» из-за одной особенности: там, где на поверхность выходят коренные породы, почти всюду видны параллельные борозды или колеи. Эти колеи иногда уходят под воду, где скрываются под слоями ила и песка. Когда-то их было больше, но за истекшие века многие колеи исчезли под домами и дорогами.

    Типичная колея, поврежденная эрозией.

    Глубина колей, прорезавших известняк, колеблется от 2 до 67,5 см, причем в некоторых местах глубина может изменяться на 10-15 см на протяжении 200 метров. Поперечное сечение колей разное, но обычно сверху они шире, чем на дне, образуя U- или V-образный профиль. Ширина колеи у поверхности колеблется от 8 до 53 см, на дне от 6 до 14 см. Среднее расстояние между колеями — 1,4 м. Телеги, которые использовались на Мальте вплоть до начала ХХ века, имели такую же ширину оси, их можно было без труда закатить в древнюю колею. То, что колеи очень древние, было понятно сразу: некоторые могилы финикийцев, владевших островами с 800 года до н. э. по 218 г. до н. э., вырублены в известняке поверх колей.

    Сами колеи не вырубались: создается впечатление, что когда-то здесь лежала грязь, по которой ездили телеги, а потом она превратилась в камень. Правда, тут есть одно «но»: следов лошадей, быков или людей, которые тянули телеги, нигде не видно. По сторонам некоторых колей есть параллельные углубления, возможно, кем-то протоптанные, но нет отдельных следов. В 1955 г. компания «Би-Би-Си» провела эксперимент, запустив в колеи колесную телегу, сани и волокушу. Только волокуша смогла проехать по древней колее и не застрять. Однако тщательное изучение среза одной из колей доказало, что она могла быть оставлена только высоким колесом

    Схема расположения колей.

    До тех пор, пока колеи изучались историками, оставались загадки: как могли древние телеги прорезать колеи в твердом камне? Сколько тонн надо было нагрузить или сколько раз проехать по одному месту? Почему колеи исчезают под водой?

    На эти вопросы ответили в 2008 году геоморфологи Дерек Моттерсхед, Алистер Пирсон и Мартин Шефер из Портсмутского университета. Они взяли пробы пород в тех местах, где видны колеи, и проверили их на прочность в сухом и влажном виде. Как оказалось, известняки Мальты непрочные даже в сухом виде и при увлажнении теряют до 80% прочности

    Поперечный срез колеи с характерным перекосом, доказывающим, что она оставлена колесом.

    Ученые рассчитали вес телеги, исходя из размеров колеи и предположив, что у нее было всего два колеса, целиком вырубленных из дерева и не разделенных на спицы, обод и ступицу. Получилось порядка 250 кг. В большинстве мест Мальты для того, чтобы продавить колею в горных породах в увлажненном состоянии, достаточно веса самой телеги, а в сухом состоянии — телеги плюс не очень большой груз (600-900 кг). Если вспомнить, что колеи появились во времена строительства дольменов и неолитических храмов и многие из них начинаются в каменоломнях, понятно, что с тяжелыми грузами у древних жителей Мальты не было проблем

    Схема сети колей в Misrah Ghar il’Kbir, прозванная англичанами «Clapham Junction» в честь лондонского вокзала.

    В неолитические времена поверхность островов была ровнее, а голые скалы и неровности прикрыты тонким слоем почвы. Колеи, врезавшись в почву, после первой же поездки доходили до известняка и проникали в него. Потом почву унесла эрозия, а то, что осталось, жители вынуждены были тщательно сохранять за защитными стенками. Во времена, когда островом владели арабы, туда даже привозили землю на кораблях. Строительство храмов и дольменов подорвало экологию острова, который уже не мог прокормить прежнее население. Те, кто выжили, не смогли сопротивляться экспансии финикийцев.

    Но почему часть колей уходит в море? Карел Хьюгс, изучая геологию островов Мальта и Гозо, нашел следы «сравнительно недавней геологической нестабильности»: свежие разломы, поднятия, сдвиги, перерезающие многочисленные пещеры на острове, перемещенные отложения. После столь мощных катаклизмов, которые продолжались и в исторические времена (землетрясение 1693 г., сопровождающееся цунами, до сих пор помнят на Мальте), часть береговой линии вместе с колеями могла уйти под воду. К тому же за последние 3000 лет уровень Средиземного моря заметно поднялся, что не могло не сказаться на мальтийском побережье.

    Загадка «дорог» рождает массу предположений. Мальтийский архитектор Джордж Гронье де Вассе, например, в свое время доказывал, что Мальта - часть затонувшей Атлантиды. Стало быть, и «рельсы» остались от атлантов, которые по ним что-то возили. Может быть, даже под воду.

    Уфологи сравнивают колеи с рисунками на плато Наска. И приписывают им инопланетное происхождение: мол, братья по разуму исчеркали остров лазерным лучом. Местные ученые над этим смеются. Но сами ничего путного не придумали.

    - «Рельсы» проходят вблизи древних храмов (в то время их было больше 40, сейчас осталось около 20. - Ред.), значит, по ним доставляли многотонные каменные блоки для строительства, - полагает куратор археологических исследований департамента «Наследие Мальты» Катя СТРАУД. - Возле некоторых храмов было найдено много известковых шаров диаметром 40 - 60 см. Их могли использовать как подшипники. Прорубали каменными орудиями колеи, выкладывали в них шары, сверху ставили плиту, а на нее - груз. Так и катили. Причем, прокатив плиту вперед, могли задние шары брать, переносить вперед и дальше катить.

    Но вот незадача: большинство борозд, во-первых, проложено в пустынных местах, вдали не только от храмов, но даже поселений, а во-вторых, сечение борозд в основном - «корыто», а не полукруг, который бы остался от шаров. Да и выдержат ли известняковые шары давление глыб весом в несколько тонн? И кто вообще это транспортное средство толкал или тянул?

    Возможно, что эти колеи могли быть искусственными каналами для сбора дождевой воды, - рассуждает историк Стефан Флориан. - Блокировали борозду с двух сторон и вычерпывали.

    Но почему их надо было делать парами? С таким же успехом можно предположить, что по бороздам подавали воду жителям: по одной - холодную, по другой - горячую.

    Интересное объяснение мальтийскому артефакту дал российский геолог, выпускник Петербургского Горного института, проработавший 15 лет в районах Крайнего Севера России, а ныне бизнесмен Дмитрий БЕХ-ИВАНОВ.

    Все просто: никто не долбил известняк, не истирал его в пыль колесами, - пояснил Дмитрий Эвальдович. - Проехали по грязи - и след готов. Отсюда и несовершенство геометрии отпечатков - их никто не делал специально.

    Грязь? - искренно удивилась я. - Мальта же - это камень, сплошной известняк!

    Твердым он стал сейчас, - сообщил геолог. - А когда-то Мальта и Гозо были покрыты мягкими, как глина, карбонатными илами, которые позже, высыхая, образовали камень-известняк. Колеи оставлены деревянными санями, в которые впрягались жители и так перевозили грузы. Для перемещения по грязи сани - лучший транспорт.

    А что мальтийцы возили так далеко через весь остров?

    Они на санях эвакуировались, чтобы спастись. На Мальте произошла какая-то катастрофа, земля во многих местах вздыбилась. И уцелевшие люди, населявшие берега водоемов, оказались в одночасье вдали от воды, окруженные болотной жижей. Собрав весь свой скарб, стали уходить на новое место жительства, к воде. Поэтому «рельсы» и идут с гор в низины. И не на дно моря, а к воде. И отпечатки ног людей я нашел.

    Гипотеза Бех-Иванова тоже не без загвоздки. Колеи встречаются в двух слоях так называемых «коралловых известняков»: верхнем и нижнем. Возраст первого геологи оценивают в 5 - 7 млн. лет. А второго - в 25 - 35 млн. лет. Получается, что люди жили на Мальте в то далекое время?

    Может быть, и так. Хотя сам ученый не исключает, что 6 - 7 тысяч лет тому назад на Мальте могла произойти катастрофа, которая сдвинула и смешала известняки.

    О том, как и для чего были созданы диковинные борозды, было выдвинуто немало гипотез. Согласно одной из них, это следы от тележек, в которые были впряжены тягловые животные. Однако опыт показал, что тележки не смогли бы маневрировать в колеях, так как радиус поворота у них очень мал. Есть предположения, которые даже неловко анализировать. например, что борозды – это письмена, которые видны только с воздуха. Или же это остатки транспортной системы, соединявшей Европу с Африкой.

    Самой удачной, на первый взгляд, кажется гипотеза, связанная с сотнями шаров из мягкого известняка, которые найдены на острове. Ее авторы высказали предположение, что эти шары служили опорами платформ, на которых перевозили многотонные каменные блоки на строительство храмов, которых сохранилось на Мальте 23 штуки. Но следы от шаров имели бы закругленную форму, а на самом деле они корытообразные. Тяжести больших глыб известняковые шары не выдержат, а ради малых стоило ли огород городить? Да и невозможно доставлять грузы по столь запутанным колеям…

    Мегалиты Мальты

    Почти все побережье Мальты представляет собой живописные скалы, пронизанные многочисленными пещерами и гротами. Их так много, что создается впечатление, будто в толще скал находится еще один город – подземный. И в этом есть доля истины, потому что на Мальте имеется несколько больших подземных храмов.

    Один из них – храм Гипогей – находится в местечке Паола. Он выдолблен в цельной скале на глубине 11 метров, расположен на трех уровнях, имеет 33 помещения общей площадью 500 квадратных метров. Загадка храма состоит в том, что в, так называемой, палате Оракула эхо отзывается только на мужской голос и разом со всех сторон! К сожалению, фотосъемка в храме запрещена, фотоаппараты сдаются на хранение при входе, поэтому проиллюстрировать сказанное нечем.

    Не менее впечатляют и наземные мегалитические сооружения острова. Все слышали о легендарном Стоунхендже в Великобритании, но не все знают, что на Мальте имеется несколько подобных построек из огромных каменных глыб. Крупнейший из храмовых комплексов называется Хаджар-Им. Безымянные строители возвели его в 3600-3200 годах до н. э. В качестве строительного материала был использован местный известняк. Планировка храма вполне типична для остальных подобных сооружений на Мальте – он состоит из нескольких помещений округлой формы, соединенных между собой ходами. Главный вход сложен из массивных каменных плит – двух вертикальных и двух горизонтальных.

    В некоторые помещения ведут овальные проемы, вырубленные прямо в плитах, отчего внутренняя часть сооружения отдаленно напоминает подводную лодку. Огромные размеры глыб, из которых сложены стены, непременно заставляют задавать себе вопрос: «Как голыми руками, без строительной техники, можно было построить подобное?! Кто и как переносил эти гигантские глыбы?» Воображение рисует циклопа, для которого подобное занятие было чем-то вроде игры в конструктор «Лего».

    Стены храма сложены из огромных каменных глыб

    В полукилометре от Хаджар-Им, ближе к берегу моря, расположен еще один мегалитический храм, который носит имя Мнайдра. Его возвели в 4 тысячелетии до н.э., а обнаружили во время раскопок, производимых археологом Дж. Вэнсом в 1840 году. Первый план храма составил в 1871 году исследователь Джеймс Фергюссон. В 1901 году его существенно уточнил доктор Альберт Майр. При раскопках в 1949 году нашли ценные артефакты – две статуи, две большие чаши и инструменты, использовавшиеся при строительстве. В 1992 году мегалитические храмы Мальты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Опорные столбы украшены большим количеством высверленных отверстий

    В плане храмовый комплекс Мнайдра напоминает кленовый лист, сложенный из крупных известняковых плит. Комплекс состоит из трех храмов – Верхнего, Среднего и Нижнего, не соединенных между собой переходами. В Верхний храм ведет дверной проход в виде отверстия, вырубленного в известняковой плите, установленной вертикально. Возможно, первоначально помещение имело сводчатый потолок, хотя трудно представить, как могла держаться подобная конструкция. Камни, выполняющие роль опор, украшены отверстиями, просверленными в виде горизонтальных рядов.

    Средний храм является самым молодым из зданий комплекса Мнайдра. Наиболее впечатляющим выглядит Нижний храм, внутренние поверхности стен которого украшены спиралевидными узорами и зубцами, а в плитах вырезаны овальные проходы или окна. Исследователи считают, что он использовался с астрономическими или календарными целями, поскольку во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет проходит через главный портал и освещает основную ось здания. Остальные храмы, по всей видимости, использовались для жертвоприношений, поскольку возле алтарей были найдены кремневые ножи и кости животных. Помещения были даже обставлены мебелью – каменными скамьями и столами.

    Дверные проемы вырезаны очень тщательно

    В настоящее время возле храмовых комплексов действует музей, где хранятся находки, сделанные археологами во время раскопок. Имеются макеты мегалитических храмов, где можно, меняя источник освещения, посмотреть, как выглядят мегалиты в разное время года и суток. Для детей предназначен специальный конструктор, где из деревянных «глыб» реально собрать свой собственный мегалитический храм. Не забыты и элементы интерактивности – посетители могут попытаться обработать глыбу известняка или на макете попробовать транспортировать готовые плиты. Музей открыт ежедневно с 9 до 19. Стоимость взрослого билета – 9 евро, детского с 12 до 17 лет – 6,50 евро, детского с 6 до 11 лет – 4,50 евро.

    Еще одним загадочным объектом на территории Мальты является пещера Гджар Далам (Għar Dalam), расположенная на окраине поселка Бизерббуджа. Она является не рукотворным, а природным объектом, и, тем не менее, представляет собой большую загадку. В ней обнаружены следы наиболее раннего пребывания человека на Мальте около 7400 лет назад. Но это не главное. Пещера является настоящим доисторическим кладбищем вымерших животных. Здесь было найдено несколько слоев костей бегемотов и карликовых слонов, черепах, птиц и других представителей древней фауны.

    Закономерно возникает вопрос – как возникла подобная концентрация костей в локальном месте? Кто и зачем собирал эту экзотическую коллекцию? Масла в огонь добавляют загадочные колеи, которые буквально выдавлены в каменном плато и ведут от пещеры к берегу моря, уходя под воду. Невольно закрадывается предположение, что останки животных кто-то свозил в хранилище. Причем продолжалось это долгий период времени, а иначе как объяснить появление колеи в камне.

    К слову сказать, в настоящее время на Мальте из диких животных водятся только грызуны, а здесь речь идет о большом количестве крупных животных. Правда, геологи считают, что примерно 5 тысяч лет до н.э. Мальта была соединена с Сицилией перешейком, благодаря чему здесь могли оказаться слоны и другие крупные животные, а также человек. Позже Мальта отделилась от материка, что изменило качественное состояние фауны – здесь появились карликовые слоны и огромные черепахи. Потом они исчезли вовсе. Однако, это не объясняет появление крупного «месторождения» их останков, сконцентрированных в одном месте.

    Гджар Далам впервые обнаружили еще в 1647 году, но научно обследовали лишь в 1885 году, а для свободного посещения открыли в 1933 году. Правда, из 144 метров для посетителей доступны лишь первые 50 метров, но и этого достаточно, чтобы составить представление о ее масштабах. Во время Второй мировой войны ее использовали в качестве бомбоубежища. После войны на ее базе организовали Музей естественной истории. В 1987 году итальянские археологи, продолжая раскопки, обнаружили изображения человеческих рук, фигур животных, в том числе, слонов. Сейчас многочисленные находки можно увидеть в музее. Здесь также имеются экспозиции, посвященные истории образования самой пещеры, научным исследованиям и загадочным находкам, объяснения которым не найдено до сих пор.

    Музей открыт ежедневно с 9 до 17. Стоимость взрослого билета – 5 евро, детского с 12 до 17 лет – 3,50 евро, детского с 6 до 11 лет – 2,50 евро.


    источники
    http://www.kosmopoisk.ru/artefacts/265/
    http://unewworld.com/nepoznannoe/misticheskie-tajny-malty.html
    http://foto-travel.net/2013/06/malta-sledyi-drevnih-tsivilizatsiy
    http://othereal.ru/malta-sledy-drevnix-civilizacij/
    http://www.kalipso-travel.ru/malta.html
    http://planete-zemlya.ru/zagadochnye-kolei-malty/

    Давайте я вам еще напомню некоторые загадки древних: вот например и . А вот кто не знает, как строили Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

    Мегалитические храмы Мальты представляет собой группу доисторических мегалитических храмов. Мегалитические храмы Мальты внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Самые древние рукотворные постройки человека расположены именно здесь, и это Мегалитические храмы. Более 5500 лет назад, за тысячу лет до строительства , здешние островитяне умели возводить колоссальные постройки, поражающие своими размерами до сих пор. (11 фото )

    1. Здесь на Мальте создан самый древний каменный монументальный комплекс. Мегалитические храмы здесь были построены примерно в середине IV - конце III тыс. до н.э.

    2. Всего на Мальте обнаружены остатки 23 храмов. Построены они из известняка, а точнее из двух его разновидностей: относительно твердого кораллового известняка и более мягкого глобигеринового.

    3. К сожалению на сегодняшний день большинство храмов представляют собой груду развалин, дело в том что местные жители некогда растащили древние храмы на свои нужды.

    4. Самый древний храм дошедший в отличном состоянии до наших дней, был построен примерно в 3600 года до н.э, это храм Джгантия, в переводе как «Башня Гиганта».

    5. Все храмы построены их каменных глыб, размер которых составляет 8 метров, а вес в десятки тонн. До сих пор остается загадкой как примитивные люди смогли построить такие огромные храмы.

    6. Некоторые храмы имеют в себе подвалы, которые достигают 25 метров в длину. Под одним из храмов был обнаружен алтарь, на котором некогда стояли статуэтки богов.

    7. Здесь чувствуется некая древняя, величественная атмосфера которая исходит от этих огромных стен, даже сложно представить что здесь было и кто ходил по этой земле.

    8. Сегодня любой желающий может посетить это загадочное место.


    Перенесемся на мальтийский архипелаг. Одно из любимых мест отдыха туристов уже давно считается местом исторического значения. Здесь расположены одни из древнейших таинственных мегалитических сооружений человечества – мегалитические храмы Мальты и Гозо.

    Удивительный возраст построек

    Истинная история местных древнейших обитателей в настоящий момент неизвестна. Нельзя сказать, кем именно они были, с какой целью осуществили это путешествие на острова, но постройки этих умелых мастеров стоят и по наши дни.

    Ученые считают, что свое начало цивилизация мальтийских строителей берет примерно 7000 лет назад. По большей части это была неолитическая культура – все постройки выполнены в камне. Но о полной изоляции жителей говорить не стоит, считается, что они имели развитые торговые отношения с европейской частью, в частности с Италией.

    Долгое время считалось, что мегалитические постройки Мальты имеют более позднее происхождение, но после проведения радиоуглеродного анализа все стало на свои места. Теперь пальма первенства в области постройки крупнейших каменных сооружений уходит из Египта и Месопотамии на Мальту. Действительно завораживающее и значимое открытие для понимания человеческой истории. Сам период создания мегалитических храмов Мальты и Гозо (примерно середина IV – конец III тыс. до н.э.) был назван «эпохой храмовых строителей».

    Мегалиты Мальты: основные моменты

    Всего здесь обнаружено 23 мегалитических святилища. Все они исполнены из местного известняка. В ходе дальнейшей сельскохозяйственной деятельности местных жителей многие храмы разбирались на нужды мальтийских крестьян, поэтому часть храмов представлена в виде развалин, но размеры этих развалин заставляют изумиться даже самому искушенному зрителю.

    До наших дней в относительной сохранности дошли только четыре храма – Джгантия, Хагар Квим, Мнайдра, Таршьен.

    Джгантия в сердце острова Гозо

    Джгантия

    Джгантия («Башня Гиганта») – самый старый из мегалитов, располагается в центре острова Гозо. Джгантия представляет собой комплекс двух храмов. Остатки большего храма удивляют – разрушенный фасад в настоящее время достигает шестиметровой высоты, что говорит о его большем величии в древние времена. Также стоит вспомнить, что сооружение подобных объектов велось без современной строительной техники, в условиях каменного века. Храм частично исполнен циклопичным стилем каменной кладки – камни держатся за счет собственного веса. Здесь же сохранились места для подвешивания приносимых в жертву животных, углубления для омывки ног. Вход в святилище ограждается большими камнями. Внутри самого святилища сохранился алтарь, в котором остались ниши под древние божества и отверстия для кровопускания жертвы. Ограда храма Джгантия окружает оба храма. Некоторые из образующих ее камней весят около 50 тонн, что еще больше заставляет усомниться в человеческом происхождении этого сооружения.

    Хагар Квим - крупнейший храмовый комплекс

    Хагар Квим

    Хагар Квим – следующий храм в нашем списке мегалитов Мальты. По совместительству самый крупный и самый сохранившийся храмовый комплекс. Здесь можно увидеть все то же, что и в Джгантии – стена, святилище, алтарь.

    Таршиен - три в одном

    Таршьен – комплекс трех храмов, вершина развития мальтийской архитектуры. На входе третьего храма в обозримом прошлом стояла статуя древней богини местного населения. По предположению ученых ее размер достигал 2,7 м в высоту. Сохранилась лишь ее нижняя часть, оригинал которой хранится в музее столицы Мальты. На месте же установлена ее копия.

    Мнайдра - держим курс на Солнце

    Мнайдра

    Стоит отметить привязанность мальтийских строителей к выбору места и расположения постройки. Здесь есть что-то схожее с китайским «фэн-шуем». Также как и многие древние зодчие мальтийцы кроме расположения в пейзаже делали привязку и к небу. Так храм Мнайдра задействован в таким астрономических явлениях как зимнее и летнее солнцестояния и равноденствия.

    Гипогеи - подземные храмы

    Что касается самой культуры жителей Мальты, то здесь имеет место большое влияние религии. Храмы для богов строились качественно и на века, а особые сооружения для большей сохранности и вообще возводились под землей.

    Гипогей Хал-Сафлиени

    Так одно из таких сооружений гипогей (подземное сооружение, высеченное в скале) Хал-Сафлиени, вблизи храма Таршьен. По своему строению этот гипогей с зеркальной точностью похож на своих внешних собратьев. Здесь также присутствуют и зал, и алтарь. Но по функциональному положению здесь все же был не храм, а захоронение. На протяжении многих веков это место являлось усыпальницей для местных обитателей. За счет этого система Хал-Сафлиени полна разных коридоров и гротов в три яруса с общей площадью 480 кв. м. Считается, что место покоя здесь нашло около 6-7 тыс. человек древнего мира.

    Тайны мальтийских построек

    В общем, складывается впечатление, что мальтийский архипелаг выступал неким крупным религиозным центром древнего мира, место паломничества средиземноморских жителей. Храмы же помимо духовной роли брали на себя функции административных, лечебных, финансовых учреждений, еще более усиливая свое центральное влияние в обществе.

    Конец цивилизации древней Мальты окутан глубокой тайной. Исследователи дают вполне определенную дату – 2300 г. до н.э. Причины же неизвестны, следов эпидемий, военных конфликтов, природной катастрофы не обнаружено. Люди просто исчезли, не дав намеков на их дальнейшую судьбу. Но что бы с ними не произошло, мегалиты Мальты останутся великим памятником мирового наследия человеческой цивилизации.

    Видео про мегалиты Мальты:

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!